SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Человек в современном мире Формула Маркса: сущность человека — это совокупность всех общественных отношений. С ней связаны утопические или демагогические призывы к всестороннему и одновременно гармоническому развитию личности, конечно, с помощью коллектива (или «другого»), вкладывающего в личность все свои «общественные» отношения, хотя некоторые из них он мог бы без ущерба для личности, а, возможно, и с пользой для нее оставить при себе. В этой марксовой характеристике сущности человека нет места для собственной человеческой самости, о которой Маркс пишет в другом месте и без которой нельзя понять, откуда берутся источники и движущие силы для саморазвития, обеспечивающих самостояние человека. Забывается положение о том, что человек «только в обществе может обособляться». Заметим, обособляться, а не подстраиваться, подравниваться. А далее и вовсе интересно, где сущность человека трактуется с точностью до наоборот по сравнению с приведенной выше формулой: «Так как истинной общественной связью людей является их человеческая сущность, то люди в процессе деятельностного осуществления своей сущности творят, производят общественную связь, общественную сущность, которая не есть некая абстрактно всеобщая сила, противостоящая индивиду, а является сущностью каждого отдельного индивида (его собственной деятельностью, его собственной жизнью, его собственным наслаждением, его собственным богатством)». Другими словами, если ты обездолен, лишен своей человеческой сущности, в том числе перечисленных и не перечисленных форм собственности и богатства, тебе незачем, да и не с чем идти в общество, ты не поможешь произвести общественную связь, общественную сущность. Тебе не с чем будет обособляться. Ты сможешь лишь экспроприировать чужое богатство, как минимум, предлагать поделить его поровну и разрушать общественную сущность, сложившуюся до тебя, предлагать начинать историю общественных отношений с себя. Мир изменился и, следовательно, изменился и сам человек. Теперь это уже человек, существующий не столько в природном, сколько в искусственном техническом мире, и потому он — неестественный человек, существо все более и более искусственное. Это человек, зачастую бессильный перед социальным миром и ощущающий себя заброшенным в него, как в чуждую и враждебную среду, а потому он — одинокий человек. Вместе с тем, это человек, ставший частицей единого планетарного сообщества, и поэтому, осознает он это или же нет, он является гражданином мира. Современный человек логикой собственной деятельности погружен в стихию острейших проблем, им же созданных и затрагивающих судьбы всех обитателей социального мира. Это есть не что иное, как глобальные проблемы человечества. |