SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

русская философия


В русской философии выделяются периоды: 1) ее становление 11-17 вв.; 2) обособление философии от религии и утверждение ее как теоретической науки, особенно благодаря научным достижениям М.В Ломоносова; 3) фундаментальная разработка проблем методологии научного и социального преобразования России с 19 в.

М.В Ломоносов (1711-1765) выдвинул положение о том, что мельчайшие частицы – корпускулы, из которых состоят все вещества, сами состоят из более мелких частиц – неделимых элементов. Основными свойствами материи он считал протяженность, инерционность, форму, непроницаемость и механическое движение. Материалистических принципов придерживался Ломоносов в теории познания, подчеркивал значение опыта и рациональных обобщений, научных гипотез.

А.Н. Радищев отметил включенность человека в систему природных связей и закономерностей при одновременном подчеркивании его способности видеть во всем присутствие духа.

П.Я Чаадаев своеобразие России видел в ее культурно-географическом положении между Востоком и Западом, осознавал необходимость синтеза восточной и западной культур.

Широкое развитие получило религиозно-идеалистическое направление. В.С Соловьев (1853-1900) построил систему «цельного знания» как синтеза науки и религии, истины, добра и красоты, обосновал концепцию «богочеловеческого всеединства». Знания о реальном мире дает наука, об идеальном мире – философия, о Боге – вера. Представителями религиозной философии в России были С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др.

В рамках философии русского космизма (Одоевский, Вернадский, Федоров, Чижевский, Циолковский и др.) обосновывалась необходимость объединения людей на экологической основе, позволяющее управлять природой как целостным организмом, гармонизируя ее.

По мнению евразийцев (С.М.Соловьев, Трубецкой, Флоровский, Карсавин и др.) Россия-Евразия характеризуется общностью исторических судеб населяющих ее народов и их культур, единым экономико-политическим будущим. История была дополнена новым элементом: развитием культуры в «пространстве».

Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности