SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Билет 3. Основные политические теории Средневековья Теократическое учение – это учение, согласно которому государство должно быть теократическим, в котором правители подчиняются духовенству. Крупнейшие фигуры теократических учений это Августин Блаженный - и Фома Аквинский. Теократическое учение Аврелия Августина (Блаженного) (родоначальника христианской философии истории): Эпоха, в которую он жил – время распространения христианства по Римской Империи. (400 гг.) Теологический и философский труд — «О граде Божием». Августин описывает историю человечества как сосуществование двух общностей — Града Божьего и Града Земного. Люди, входящие в Град Божий, живут по установленным Богом законам (по божественным заповедям), а обитатели Града Земного — по законам, установленным возгордившимися людьми, которые отказались от Бога (грехопадение, отношения господства и рабства). «Град» не относится к какому-то конкретному государству: люди, входящие в Град Божий или Град Земной, различаются внутренними качествами. Принадлежность к одной из двух общностей определяет, будет ли человек спасён после Страшного суда. Учение Августина о предопределении положило начало важному направлению христианского богословия. Теократическое учение Фомы Аквинского: Крупнейший идеолог католицизма, был монахом. Эпоха, в которую он жил – Средние века, дикие нравы. Крестовые походы католиков против «неверных». Активное распространение христианства. (1200 гг.) Главное сочинение: «О правлении государевом». Наибольшее влияние на философию Фомы оказал Аристотель. Сущность власти – всякая власть от Бога. Государство является первичным по отношению к человеку, поскольку представляет собой часть творения Бога. Все законы государства основаны на законах божественных. Правитель наследует божественный способ правления. Правитель должен подчиняться церкви. Сущность власти в государстве – отношения господства и подчинения. Эти отношения поддерживают общественный порядок как отражение порядка божественного. Власть может быть получена законным или незаконным (не богоугодным способом). Высшая цель государства – общее благо. Добродетельная жизнь приведет к достижению небесного блаженства. Выделял две формы государства – чистые и извращенные. Чистые – монархия, аристократия, полития. Извращенные – тирания, олигархия, демагогия. Извращенные формы посылаются народу как наказание за грехи. Лучший вид – монархия, которая основана на мудрости правителя (один Бог – один правитель), худший – тирания. Но монархия тоже может быть деспотической – неограниченной, и политической – ограниченной духовенством. Политическую монархию Аквинский принимает. Тирания чаще возникает из правления многих, и ее нужно терпеть, бороться с ней нельзя (христианское учение о смирении). |