SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Основные характеристики средневековой философии (СФ)


В отличие от античной философии, считающей природу тем целым, в которое включалось все существующее, СФ напротив, уходит своими корнями в религию монотеизма (единобожия). Именно с религией (христианство, иудаизм, ислам) и связано развитие СФ.

СФ отличается теоцентризмом, где определяющей реальностью является не природа, а Бог. Теоцентризм реализуется на двух положениях: идее творения и идее откровения. Первая лежит в основе учения о бытии в СФ, вторая ? учения о познании.

Основной характеристикой СФ также является и креационизм ? учение о том, что Бог сотворил мир из ничего, и стоит над природой. То есть произошел отказ от идеи материи и формы, как начала в античной философии, и признание одного начала ? Бога, остальное ? его творение.

СФ пытается согласовать античную и христианскую трактовки бытия, и здесь сложились две традиции:

1. Основана на учении Платона и реализована в трудах Августина Блаженного. Он видел в Боге высший разум, и сотворенный им мир несовершенен и не обладает самостоятельность, то есть, зависим от Бога:

2. Основана не на разуме Бога, а на его воле. Которая сродни его могуществу (Дунс Скотт).

Фома Аквинский пытался сблизить обе идеи, опираясь на преобразованное учение Аристотеля. Учение Фомы интересно синтезирует античные и христианские традиции, а также учения противопоставляющие волю и разум, таким образом он стал наиболее известным деятелем в СФ.

В средневековье природа перестала интересовать философов, их внимание сосредотачивается на познании Бога и человеческой души. Человек считается ?разумным животным? и был создан ?по образу и подобию Бога?. Однако, хотя человек и живет в реальном мире, он сродни не только природе, но и Богу, он пришелец из другого мира, духовного, и должен туда вернуться.

Духовный мир несотворен, а знание в нем можно получить только через откровение, ключом к которому является вера. Бог недоступен для познания, и открывает себя человеку через Библию, толкование текстов которой и есть основной путь познания Бога. Сотворенный мир может быть познан через разум. Августин говорил. Что любое познание должно идти через веру. А Фома обращался не только к чувствам и интуиции, но и к рассудку и здравому смыслу, опыту.

Схоластика ? тип СФ, ставивший задачу рационально обосновать религиозные догмы.

Бог создал мир добрым, но его отравила злая воля. Зло не принадлежит природе, но оно есть недостаток или отсутствие добра. Зло ? отвращение от высших целей, гордыня либо вожделение. Классические аргументы религиозной философии (вслед за Фомой Аквинским) ? в мире много зла, так как много греха. Человек не может пользоваться, дарованной ему Богом, свободой во благо, это и есть корень зла. Таким образом не Бог, а человек ответственен за зло.

Условием возможности времени является, по Августину, строение души, в которой есть 3 установки:

1. Ожидание, устремленное к будущему;

2. Внимание, прикованное к настоящему;

3. Память, направленная в прошлое