SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Билет№9


1. Этнокультурная специфика США и тенденции развития региональной культурной

ситуации

Америка́нцы США — нация, граждане Соединённых Штатов Америки. американцами,

однако у этого термина существуют другие значения, подразумевающие жителей всего

западного полушария в целом.

Сами жители США, по сложившейся традиции, довольно редко используют этот этноним

для обозначения жителей соседних, особенно латиноамериканских стран. Население

США в 2007 составило 303,3 миллиона человек, однако порядка 40 миллионов —

иммигранты. Идентичность американцев США определяется гражданством, так как они

крайне разнородны по расовому, этническому и религиозному составу, причём эта

гетерогенность особенно усилилась в последние десятилетия.

В США существует также термин коренные американцы, которым обозначают индейцев и

эскимосов. На протяжении всей своей истории, в США массово прибывали ирландцы и

немцы, затем итальянцы, греки, поляки, франкоканадцы и евреи. В прошлом, именно

потомки европейцев наиболее часто ассоциировались с американцами, так как они

составили ядро нации, переселившись из Европы в английские колонии Северной

Америки: англичане, шотландцы, ирландцы и менее многочисленные голландцы,

датчане, и др. Они всё ещё составляют наиболее многочисленную категорию

современных граждан США и являются основными носителями стандартного английского

языка.

В США проживает и значительное количество (около 40 миллионов) негров

(большинство из которых мулаты с некоторой примесью белой (17 %) и индейской (3

%) крови), которые все ещё часто подвергаются скрытой дискриминации и

сегрегации. Они имеют свою особую культуру и диалект (афроамериканский

английский или эбоникс). Для многих афроамериканцев, как впрочем, и

представителей многих других этнокультурных групп новых иммигрантов, характерно

компактное проживание в особых городских районах — гетто.

На президентских выборах 2008 одержал победу кандидат Барак Обама, который

является потомком нигера-бедуина с длинным хуем и жителя республики Кения. Он

стал первым в истории США президентом-афроамериканцем.

Американцы — сравнительно молодая нация, и процессы этнической консолидации в

ней имеют дивергентный характер (в отличие от бразильцев и мексиканцев). Многие

национальные группы, входящие в её состав, в разной степени сохраняют, хотя и в

несколько измененном виде, элементы культуры стран своего происхождения.

Уроженцы США в основном говорят на американском английском, который является

официальным языком США. Американский английский фонетически и грамматически

отличается от британского английского, однако носители обоих диалектов свободно

общаются и понимают друг друга.

Вторым по распространённости языком в США является испанский, что объясняется

ростом испано-язычной иммиграции в США (в особенности в южные штаты Нью-Мексико,

Калифорния, Флорида).

Как и когда-то в средневековой Европе, в США насчитывается около 260

христианских вероисповеданий, религиозных толков и сект. Наиболее распространены

протестантские церкви — около 50 % верующих (баптизм, методизм, лютеранство,

пресвитерианство). Около 40 % населения — католики. Православие также достаточно

широко представлено в США в среде выходцев из Греции, Ближнего Востока (особенно

Ливана), среди недавних иммигрантов из РФ, Украины, Беларуси, Румынии. В стране

проживает также свыше 5,5 млн иудеев, то есть примерно столько же, сколько и в

Израиле.

В США, где население имеет различные этнические корни, всегда складывались

непростые отношения между разными этнокультурными группами. Порою на культурной

основе возникали острые конфликты.

В целом этнические стереотипы обычны для любого общества: в них отражаются

различия между этнокультурными группами.

В многонациональном американском обществе основным объектом дискриминации

были расовые, религиозные и культурные меньшинства. Носителями неамериканских

ценностей объявлялись не только иммигранты, но и коренные американцы, если они

являлись представителями относительно малочисленных групп (особенно если при

этом они принадлежали к небелой расе). И наоборот, иммигранты—приверженцы

протестантских конфессий как представители религиозного большинства могли

выступать против иммигрантов–католиков на стороне коренного населения. Это

объяснялось тем, что в США представитель того или иного меньшинства мог

принадлежать одновременно к большинству, поскольку традиционное деление на

меньшинство и большинство прослеживалось там по крайней мере в трех сферах:

расовой, религиозной и национальной.

США представляют собой исключительный пример сосуществования множества культур в

едином культурном пространстве. Хотя необходимо отметить то обстоятельство, что

культурная многосоставность Америки отличается от российской культурной

многосоставности прежде всего тем, что в США ни один штат не принадлежит

исключительно одной этнической группе, но представляет собой образование из

множества сосуществующих этнических сообществ, в отличие, например, от

национальных республик РФ. Как мультикультурное государство США, согласно модели

«плавильного котла», мыслилось как «сплавление» англосаксов – этнокультурной

основы американской нации – и различных иммигрантских групп; акцентировалось при

этом этнокультурогенетическом смешении сохранение и преобладание англосаксонской

доминанты. Однако, начиная с середины 60-х гг. программа «плавильного тигля»

уступает место идеологии мультикультурализма. Предпосылкой формирования

программы мультикультурализма явилась «революция» гражданских прав, в рамках

которой был принят «Акт о гражданских правах» 1964 г., ослабивший в целом

англосаксонскую доминанту в США, а также «Иммиграционный Акт» 1965 г., открывший

дорогу в США огромному притоку иммигрантов из стран «третьего мира».

В мультикультурной политике США отчетливо читается тенденция приобщения

иммигрантов к ценностям американского общества. В то же время принятие политики

мультикультурализма свидетельствует об отсутствии искомой этнокультурной

гомогенности американского общества, о формировании дополнительных механизмов

сдерживания этнического и расового экстремизма. Н. Глейзер отметил, что основная

проблема в создании единой американской нации – это американцы африканского

происхождения, а точнее исторические корни сложных взаимоотношений между

чернокожими и белыми американцами, вызвавшие к жизни политику

мультикультурализма, «интеграции без ассимиляции» . Начиная со второй половины

ХХ в. значительный рост численности испаноязычных американцев и американцев

азиатского происхождения изменяет общую картину соотношения этнокультурных

единиц в мультикультурной стране, сглаживая прежнее процентное превосходство

англосаксонского населения.

В культурном плане США представляют собой уникальное явление, универсальную

модель межцивилизационного общения, а точнее межкультурного синтеза и

взаимовлияния различных культур. Согласно известному утверждению, Америка

является “гигантским национальным плавильным котлом”, что четко отражает

мультикультурную специфику американского общества. Известно, что любой гражданин

США вне зависимости от национальной принадлежности идентифицирует себя как

“американец”, подчеркивая свою принадлежность к государству и обществу, носящим

наднациональный характер, а вернее к единой американской нации. Этот процесс

развивается под воздействием различных факторов исторического, культурного,

политического, и иного плана. Но в то же время, представители каждого этноса

вносят в “общий котел” американской культуры и часть своей национальной культуры

и, таким образом, множество самых разных культур мира синтезируется в этом

“котле”, находясь в постоянном взаимовлиянии и взаимопроникновении, что, по

сути, составляет основу межцивилизационного диалога на американской почве.

Как известно, США представляют собой некую сконцентрированную модель всего мира,

настолько многолико и разнообразно в этнокультурном аспекте американское

общество сегодня. Для того чтобы понять это, достаточно привести в качестве

примера город Нью-Йорк, который в этническом плане действительно создает

впечатление всей планеты в миниатюре. Поскольку эмигранты разных периодов и

вновь пребывающие в Северную Америку на постоянное место жительства

представители других стран, как правило, расселялись и продолжают расселяться по

этническому признаку, в США существует огромное количество различных, больших и

малых, национальных общин, т.н. этнических сообществ. Наряду с крупными

общинами, объединяющими выходцев из разных стран Европы, Латинской Америки или

Азиатско-Тихоокеанского региона, существует множество этнических сообществ

меньших размеров. Именно эти общины и играют роль своеобразных очагов

национальной культуры того или иного народа, где культура, привнесенная с

исторической родины, сохраняет свою самобытность, благодаря стремлению диаспоры

оградить её от ассимиляции, поглощения другой культурой.

Но в то же время на территории США различные культуры не существуют и не могут

существовать закрыто, изолированно друг от друга. Постоянно идет процесс

взаимовлияния, межкультурного общения”. Но это общение и взаимодействие

происходит под прямым влиянием доминирующей культуры. Однако здесь стоит сделать

небольшую оговорку, т.к. после известных событий 11 сентября 2001 года в

Соединенных Штатах, наряду с подъемом патриотизма и общенациональным единением,

довольно четко проявилась определенная тенденция к еще большей “консервации”,

самоизоляции и замыканию внутри этнических сообществ. Насколько эта тенденция

окажется продолжительной покажет время.

Понятие “американская культура” – масскультура. Очень часто в словарях массовую

культуру определяют как понятие, характеризующее особенности производства

культурных ценностей в современном (индустриальном) обществе, а также как

разновидность культуры, которая ориентирует распространяемые ею (обычно при

помощи СМИ) духовные и материальные ценности на “усредненный” уровень развития

массовых потребителей. Данное выражение появилось в США не позднее 1939 г.

В качестве синонимов этого понятия используются также термины “популярная

культура” или “поп-культура”, “индустрия развлечений”, “коммерческая культура” и

другие.

Массовая культура, является флагманом американской культуры, своеобразной

“визитной карточкой” Соединенных Штатов и одним из столпов современной

североамериканской, или, более обобщенно, англо-саксонской цивилизации. Если

высокая культура США, все таки является больше продолжением европейской

культурной традиции, то современная американская поп-культура представляется

истинно американским порождением, американским продуктом. Именно коммерческим

продуктом, т.к. популярная культура представляет собой индустрию, а ее

потребители – некий рынок сбыта, где они выбирают между “купить” этот продукт

или “не купить”, “смотреть” или “ не смотреть” и т.д. Причем масштабы этого

рынка простираются практически на весь мир. Кроме того, между понятиями

“американская культура” и “массовая культура” можно поставить знак равенства,

т.к. очень часто они взаимозаменяются и используются как тождественные. В данном

случае мы сознательно избегаем упоминания о массовой культуре крупных

европейских держав таких как Великобритания, Франция, Германия, Россия т.к. в

основном они являются производными от современной американской популярной

культуры и находятся под ее влиянием.

Наконец, когда заходит речь об экспорте американской культуры, культурном

империализме и других явлениях подобного рода прежде всего имеется в виду,

естественно, не высокая культура США, а их массовая культура, которая, благодаря

развитию высоких технологий, транслируется на весь мир, воспринимается на

большей его части и которая стала достоянием современной цивилизации. Кроме

того, когда идет разговор о планетарных завоеваниях американской культуры

имеется в виду именно поп-культура. Так, на конференции по культурной дипломатии

организованной в Белом доме 28 ноября 2000 года Президент США Б. Клинтон заявил,

что “холодную войну выиграл Элвис Пресли” и обратился к законодателям с призывом

отпускать на нужды культуры еще большие ассигнования, а к госдепартаменту —

эффективнее ими распоряжаться. Более того, именно массовая культура по большей

части является эффективным политическим и идеологическим инструментом, находясь

на службе у различных медиамагнатов, транснациональных корпораций,

представителей тех или иных политических кланов, финансово-промышленных и иных

деловых кругов, которые владеют средствами массовой информации ( основ-

ными распространителями современной американской культуры) и осуществляют

объемные капиталовложения в эту сферу, представляющую собой и весьма прибыльный

бизнес.

2. Психологические и социальные аспекты виртуальной реальности

Обычные люди вовлечены в виртуальное общение в зависимости от индивидуальных

склонностей к взаимодействию и самораскрытию. Одни люди просто читают, что

пишут другие, другие лезут с парой своих слов, куда только можно. Но, так или

иначе, очень немногие существуют только в одном киберсообществе, и немногие

используют только одно средство общения в Интернет.

Наиболее универсальное средство компьютерного общения. Электронная почта вполне

сравнима с обычной почтой, за исключением того, что электронное письмо приходит

сразу после отправки. Это её преимущество, и это придаёт общению следующие

особенности:

- особый этикет (даже в научных и деловых письмах): более неформальный

стиль общения, часто не используется даже обращение к адресату, зато

используется набор смайликов и сокращений, которые позволяют в какой-то мере

проинтонировать сообщение.

- быстрота отправки и приёма позволяет тут же получить обратную связь и в

свою очередь отреагировать, – так что общение в целом более продуктивно, нежели

с помощью обычной почты.

- возможна отправка копий письма сразу нескольким адресатам, так что в

целом это средство скорейшего распространению информации. Н-р: незадолго до 26

апреля – (дата действия вируса «Чернобыль», который стирает информацию на

жёстком диске) всем пользователям провайдера «Линкор», к которым отношусь и я,

пришло предостережение. Это было вовремя, и информацию удалось спасти.

- С помощью e-mal можно передавать не только текстовую информацию, но и

графические, аудио и видео файлы, т.е. обмениваться информацией иного рода.

- E-mail – одно из средств построения различных взаимоотношений в

виртуальной реальности

- На неосторожных могут напасть агрессоры и психопатологи, которые в

вашем сообщении в конференции, чате или клубе усмотрели для себя повод написать

в «мыле» всякие гадости, или забросать «спаммом» – в принципе, они способны

отравить жизнь, хотя такие выпады вряд ли можно назвать серьёзными проблемами.

Самая большая компьютерная конференция - USENET - объединяет сотни тысяч

машин по всему миру. Ее устройство напоминает доску объявлений, и, с другой

стороны, газету.

Никакого списка участников конференции не существует. Получать и отправлять

сообщения может любой, чья машина связана с какой-нибудь другой машиной,

которая получает сообщения конференции. Все рассылаемые сообщения разделены на

группы по темам, и для того, чтобы получать сообщения группы, надо на эту

группу подписаться, то есть включить имя этой группы в список на своей машине.

Сетевое программное обеспечение, обслуживающее конференцию USENET, из всех

предлагаемых сообщений выбирает сообщения, относящиеся к группам из вашего

списка. Посылая сообщение, вы помечаете, к какой группе оно относится, и все,

кто подписан на эту группу, ваше сообщение получат.

Такое устройство конференции позволяет получать все сообщения по интересующим

темам, независимо от того, кто их написал, и рассылать сообщение, не

беспокоясь об адресах получателей - его прочтут те, кого оно может

заинтересовать.

Основные читатели и участники конференций – люди, которым важно не столько

межличностное общение, сколько интеллектуальное. Как правило, это профессионалы,

которые ищут здесь ответы на свои профессиональные вопросы. Такие, если и

вступают в сетевой разговор, - то чаще всего для того, чтобы получить полезную

информацию по интересующему их предмету. Через конференции проще всего находить

единомышленников, организовывать фан-клубы, либо научные сообщества.

Конференция незаменима для научных дискуссий. При помощи конференции можно

обсуждать интересующую тему в такой компании, собрать которую в одном месте

для личной беседы стоило бы бешеных денег и непредсказуемых затрат времени и

сил.

Особых психологических проблем, связанных с общением в сети, у профессионалов не

возникает. Вообще, люди, ориентированные исключительно на получение деловой либо

научной информации меньше всего подвержены двум основным психологическим

проблемам: виртуальной зависимости или агрессии в Интернет. Зато они подвержены

воздействию тех личностей, у которых такие проблемы есть.

I Seek You" - "Я тебя ищу" или просто «аська») - это программа, позволяющая

общаться со своими друзьями в on-line в реальном времени. Действует по принципу

e-mail, только ещё быстрее. Чем-то такой способ общения напоминает

перебрасывание записками. Можно посылать им сообщения, файлы, вызывать на чат,

вызывать у себя и посылать приглашение им для запуска сетевых программ (сетевые

игры, IPhone, Netmeeting), которые нужно указать в конфигурации своего ICQ.

Пользуясь ICQ, можно включить Invisible Mode и общаться только с теми, кого

хочешь здесь видеть. А функция ignore тут безотказно работает против любых

приставал, пытающихся сделать ICQ продолжением традиций анонимного и бесцельного

IRC-трепа... Один раз поставил Ignore в ответ на докучливую попытку флирта - и

больше никогда не услышишь о том, кто ее пытался начать... То же относится к

спаммерам.

"Если Internet называют "хаосом, который, тем не менее, работает", то IRC - это

хаос в миниатюре." Edward Crol

"IRC" означает "Internet Relay Chat" и представляет из себя систему, которая

позволяет вести диалог с другими пользователями Internet на специальных

"каналах" или лично. Каналы можно сравнить с комнатами - вы "заходите" на канал

и после любая ваша фраза может быть услышана всеми, кто находится на том же

канале - вне зависимости от того, что один ваш собеседник живет в Австралии, а

другой - в Южной Африке. При необходимости вы можете общаться лично – только с

тем, с кем желаете – в private.

По сравнению с обычным разговором, IRC имеет ряд особенностей: собеседники не

видят и не слышат друг друга, т.е. не воспринимают ни интонацию, ни внешность.

Каждый из участников имеет nick. Выбор своего "ника" - это заявка на анонимность

(если он «никакой»), либо важная часть своего виртуального образа. Из "ников",

встречаемых на IRC, можно составить целую портретную галерею. Есть здесь

литературные персонажи (Папа Карло, Муми-Тролль, Саруман, Мага, масса Остапов,

Бендеров, Винни-Пухов и Гендальфов), есть откровенно панковские кликухи (Мразь,

Психи, Прикол), есть богатый животный мир (Коза, Собака30, Овчарка, Микроб),

есть социальные статусы (Бонвиван, Эмигрант, Магнат, Сержант), есть термины

бытовой и вычислительной техники (РСТ38бис, int21h, Холодильник)...

Люди на IRC строят свое впечатление друг о друге только на основе слов,

действий, реакций собеседников на происходящее. Многие, приходя на IRC,

раскрепощаются.

То, о чем можно поговорить на канале или при помощи e-mail, возможно, многие

никогда не обсуждают в жизни.

Хакеры – это те самые профессионалы, которые изначально работали в Интернет.

Хакерская этика включает несколько принципов. Первый из них - избегать нанесения

ущерба; Второй: стремиться к свободному обмену технической информацией. Они

чувствуют, что патентные и авторские ограничения замедляют техническое развитие.

Третья цель - развитие человеческого знания как такового.

Часто этот подход не соблюдается. Людей, которые исследуют систему и наносят ей

урон, хакеры называют крэкерами. Пресса с самого начала называла их хакерами,

поскольку не понимала разницы, теперь всё чаще под хакерами подразумеваются

именно крэкеры.

Этика хакеров началась с положения о том, что никакие бюрократические барьеры не

могут противостоять улучшению систем и вера в то, что "информация должна быть

свободной".

Позднее, когда волна хиппи спала, хакеры сохранили свое влияние и в союзе с рок

музыкой инициировали появление течения киберпанков, провозгласившего своей идеей

виртуальную реальность. Лозунг "Информация хочет быть свободной" стал одним из

центральных в движении киберпанков.

Киберпанк - это противостоящий обществу негативист, своеобразный человек вне

закона, но живущий в пространстве высокой кибертехнологии. По мере удешевления

компьютеров и доступа в Интернет киберпанков становится все больше. Они

отрицательно относятся к информационным ограничениям, стесняющим

интеллектуальную свободу, и часто являются сторонниками анархии.

Именно крэкеры нередко вторгаются в компьютерные системы просто ради шутки и

разрушают их или используют в целях наживы. Компьютерные вирусы пишут люди этой

же категории. О них идет слава как о технологических бандитах, против них

принимаются и действуют законы.

В последнее время появились два новых чрезвычайно опасных вида хакеров -

информационные брокеры и мета хакеры.

Информационные брокеры делают хакерам заказы на кражу информации, а затем

перепродают ее иностранным правительствам или конкурирующим коммерческим

организациям.

Мета хакеры являются своего рода паразитами на паразитах. Они отслеживают работу

"обыкновенных" хакеров, оставаясь незамеченными, а затем пользуются результатами

их "труда".

Террористы и прочие преступные элементы используют хакеров, как инструмент для

нейтрализации военных и полицейских служб.

С точки зрения психологии следует отметить два важных направления в деятельности

хакеров: это сексуальные виртуальные контакты и описание виртуальной реальности

по аналогии с наркотическими галлюцинациями.

Речь идет о "виртуальном тактильном контакте" с использованием костюмов с

сенсорами, что позволяет "непосредственно" общаться с другой личностью. Эта идея

явно уводит к "виртуальной зависимости". На сегодняшний день сам по себе

виртуальный секс остается для многих модной фантазией, но хакеры, имеющие

соответствующее техническое обеспечение продолжают эксперименты по тактильному

виртуальному контакту проводятся.

Другая сходная тема, поднятая в связи с виртуальной реальностью, - это

наркотики. ЛСД, марихуана, амфетамин и кофеин всегда были составной частью

хакерской субкультуры. Тем не менее, часть хакеров использование наркотиков

считает существенным для поддержания подвижности и гибкости ума. Многие говорили

о своих опытах с ЛСД как о рубежном явлении в их интеллектуальном развитии.

Несмотря на периодические "войны с наркотиками", прокатывающиеся по Америке, их

использование в американской хакерской среде достаточно стабильно; отказываются

только от самых разрушительных. Однако дело в том, что саму виртуальную

реальность многие воспринимают как коллективную галлюцинацию, подобную

наркотической. С этой аналогией бороться трудно, поскольку ее утвердил Тимоши

Лиры - серьезный авторитет в мире компьютерной культуры, одновременно

популяризировавший использование ЛСД. Его популяризация виртуальной реальности

привела к опасному сравнению между виртуальным пространством галлюцинацией,

породив множество последователей этого извращенного подхода.

Дезадаптированный и виртуальная зависимость.

Дезадаптированный человек сегодня может "уйти" в Интернет, где по другую

сторону экрана окажутся живые люди, которым нет разницы, как вы выглядите, какой

у вас социальный статус, это лёгкое общение.

Все это на первых порах часто создает иллюзию ненужности реальных контактов,

которые протекают гораздо сложнее, чем в виртуальном пространстве.

Виртуальная среда с неизбежностью порождает многосторонние виртуальные

взаимоотношения. Описан случай, когда двое 16-летних молодых людей познакомились

в Интернете и решили заключить виртуальный брак. Их союз был скреплен настоящим

пастором, который подключился к ним on-line. После "венчания" пара проводила

огромное количество часов у своих терминалов и общаясь, друг с другом, предпочтя

виртуальные взаимоотношения реальной жизни. Все было хорошо несколько месяцев -

пока юноша не увлекся другой молодой особой 19-ти лет. Он влюбился в нее и их

чувства оказались взаимными. На этом виртуальный брак распался, а первая девушка

надолго впала в депрессию. Брак требует значительной эмоциональной

вовлеченности, и в этом смысле слово - главный медиум Интернета - обладает

серьезным недостатком.

В сети, как и в жизни, наиболее плодотворно и психологически безопасно

"виртуальные" отношения развиваются именно тогда, когда они становятся частью

реальных, не подавляя их. Это действует примерно также, как общение по телефону,

которое тоже может вызвать проблемы, если оно поглотит все другие формы.

Интернет представляет более сильный инструмент той же природы. Для человека со

здоровой психикой электронная почта, чат или ICQ становится частью форм общения

и используется скорее как удобное средство связи, наряду с телефоном и факсом.

Пользователи с серьезными психологическими проблемами могут пойти по "простому"

пути, избрав виртуальное общение как основное. Таким образом они только

усугубляют свои проблемы. Типичная ситуация: он или она не умеет общаться,

заводить друзей, и испытывает непреодолимую робость в общении с представителями

противоположного пола. И тут на помощь приходит Сеть. Место, где вам рады, где

вы с легкостью найдете единомышленников, друзей или, на худой конец,

собеседников. Зачем поддерживать старые связи, зачем думать о повседневных

проблемах и строить реальные отношения, когда есть такая возможность быть

выслушанным и понятым? И World Wide Web может стать настоящей паутиной, из

которой очень нелегко вырваться.