SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Билет№19


1. Специфика образа и содержания досуга в мире ислама (Иран, Турция, Египет).

Национальная культура в значительной степени находится под влиянием установок

ислама, направленных на устранение элементов западной культуры, проникших в

жизнь населения. Потребление алкогольных напитков, относительно широко

распространенное в городах в последние годы монархического правления, в

настоящее время строго запрещено в соответствии с мусульманскими законами,

возбраняющими пить вино. Правила ношения одежды требуют, чтобы она была скромной

как у мужчин, так и у женщин. Специальная полиция нравов патрулирует улицы

больших и малых городов, следя за тем, чтобы поведение жителей соответствовало

исламской морали.

Система образования. Обучение в стране бесплатное, как в школах, так и в высших

учебных заведениях. В течение первых 10 лет после революции контингент учащихся

в системе начального и среднего образования увеличился более чем на 60%,

достигнув в 1988/1989 учебном году приблизительно 12 млн. человек. По меньшей

мере 15% из нескольких тысяч школ, построенных после 1979, находятся в деревнях

и отдаленных сельских районах.

Основной задачей в области образования является исламизация программ обучения

всех ступеней. Крупнейшие университеты расположены в Исфахане, Мешхеде, Ширазе,

Тебризе и Тегеране. В 1983 был открыт первый частный университет (Свободный

исламский университет).

Литература, искусство, архитектура. Революция способствовала развитию новых

направлений в литературе и живописи. После 1979 творения запрещенных при шахе

писателей и поэтов стали доступны для широких масс населения. Появились новые

популярные писатели – Мехшид Амиршахи, Исмаил Фассих и Мохсен Мекмельбар. Однако

действует цензура, которая запрещает произведения, имеющие антирелигиозную

направленность. Список не разрешенных к продаже и распространению в Иране книг

включает как западных, так и иранских авторов.

После 1979 реализм и религиозные мотивы сохранили свои ведущие позиции в

живописи. В архитектуре при возведении многоэтажных зданий в городах преобладает

космополитический стиль, но при сооружении небольших жилых и служебных строений

поощряются национальные мотивы. Традиционные иранские ремесла – художественная

миниатюра, гончарное производство, ковроткачество и изготовление серебряных

изделий – наиболее широко представлены в Исфахане, Ширазе, Тебризе.

Музеи и библиотеки. Важнейшей задачей в области культуры после 1979 признается

сохранение свидетельств истории исламской революции и мусульманского Ирана. В

городах работают музеи, в которых экспонируются фотографии, плакаты, листовки и

другие материалы, касающиеся событий 1978–1979. Государство финансирует

передвижные выставки, которые демонстрируются в небольших городах и деревнях.

Выделяются средства на ремонт и содержание старых мечетей и мактабов

(мусульманских школ). Такие дореволюционные музеи, как археологический,

этнографический и художественный (все в Тегеране), продолжают функционировать и

даже пополнили свои коллекции, в первую очередь за счет экспонатов по исламской

истории и культуре.

В Иране не было и нет традиции создания публичных библиотек, тем не менее

имеется множество специализированных библиотек, в частности при крупнейших

мечетях и семинариях. Самая известная из них – библиотека при мечети имама Резы

в Мешхеде; в ней содержится бесценная коллекция из 10 тыс. древних рукописей.

Другие значительные собрания рукописей находятся в Исфахане, Куме и Ширазе.

Наиболее ценные материалы по истории Ирана сосредоточены в Национальной

библиотеке в Тегеране, в фондах которой насчитывается несколько тысяч томов

государственных документов, относящихся к периоду правления династии Каджаров, и

Библиотеке меджлиса, в которой хранятся парламентские архивы (с 1906 по

настоящее время).

Издательское дело. Революция стимулировала издание книг, которые были ранее

запрещены из-за содержавшейся в них критики династии Пехлеви. С 1979 ежегодно

выходило приблизительно по 3 тыс. названий новых книг. Предварительная цензура,

как правило, отсутствует, но любые публикации, признанные оскорбительными для

ислама или общественной морали, конфискуются, а их издателей и авторов ждет

суровое наказание. Из нескольких общенациональных ежедневных газет и

многочисленных еженедельных и ежемесячных журналов основная часть выходит в

Тегеране.

Радио и телевещание. В 1997 в стране действовали 28 телевизионных и более 80

радиовещательных станций Все они контролируются правительством. В Иранском

Азербайджане и районах, населенных курдами, ведутся передачи соответственно на

азербайджанском и курдском языках. Большинство телепередач создается в самой

стране, но демонстрируется и зарубежная видеопродукция, приобретаемая, в

частности, в Японии. В 1997 в Иране насчитывалось более 4,61 млн. телевизоров.

Несмотря на существующие ограничения, многие иранцы получили доступ к западным

средствам массовой информации через спутники связи.

Кино и театральное искусство. До революции кинозрелища были любимым досугом

населения, однако новая власть объявила большинство кинофильмов вредными с точки

зрения общественной морали. В результате их импорт был резко ограничен, а

произведения отечественных киностудий стали подвергаться строгой цензуре.

Сокращение числа выходящих на экран фильмов и падение посещаемости привели к

закрытию многих кинотеатров. Иранские кинопродюсеры постепенно приспособились к

требованиям исламской морали, в новых лентах популярными стали религиозные

сюжеты. В 1990-е годы иранский кинематограф получил международное признание,

завоевав призы на различных европейских кинофестивалях. Кинофильм Белый шар

получил «Золотую камеру» на Каннском фестивале; Вкус вишен был награжден там же

«Золотой Пальмовой Ветвью».

В Тегеране закрыты существовавшие до революции театры-варьете. Театральные

постановки разрешены при условии, что в них заняты лишь мужчины, а содержание

спектаклей является «исламским». Религиозные представления в память кончины

имама Хусейна были популярны еще до революции и всемерно поощряются властями в

последние годы.

Праздничные дни. Важнейшими официальными праздниками считаются 1 февраля – День

возвращения Хомейни из 14-летней зарубежной ссылки, 11 февраля – День революции

(празднование победы революции 1979), 1 апреля – День Исламской Республики.

Древнеиранский доисламский Новый год остается самым популярным и широко

отмечаемым праздником и совпадает с днем весеннего равноденствия. Отмечаются

также не менее 15 памятных дат, связанных с рождением или кончиной имамов.

Официальный выходной в стране - пятница, в этот день не работают большинство

учреждений и магазинов (также они закрыты в дни национальных и религиозных

праздников).

20 декабря, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Иране отмечают сегодня один из древнейших

праздников Шабе Яльда - первую ночь зимы. Это самая длинная ночь, ночь зимнего

солнцестояния, после которой день становится длиннее. Поэтому древние иранцы

считали ночь конца осени и начала зимы ночью, после которой рождается солнце, и

в его честь устраивали большой праздник. Как рассказали корреспонденту БЕЛТА в

посольстве Ирана в Беларуси, празднование Шабе Яльда включает существующую на

протяжении столетий традицию гадания на стихах Хафеза.

По обычаю на стол ставят Аджил - обжаренные соленые фисташки, фундук, очищенный

земляной орех, миндаль, горох, тыквенные семечки и семечки дыни. Кроме того,

обязательные яства - арбуз, гранаты, сладости и фрукты. Круглый арбуз

символизирует солнце, а многочисленные семечки - плодородие. Все эти

традиционные угощения являются символом того, что в доме будет изобилие,

здоровье, богатство, радость и веселье. Непременный атрибут праздника - свечи и

светильники, как символ победы света над тьмой, добра над злом. Собравшиеся на

праздник родственники, друзья, все участники застолья должны дождаться рассвета,

чтобы увидеть и восславить солнце.

В этот день все говорят друг другу - да славится Шабе Яльда, высказывая таким

образом пожелания счастья.



2. Традиционные формы детского досуга

Детские недели

Комплексные формы работы привлекают к КДУ внимание большой аудитории. С этим

связано появление детских недель – музыки, книги, театра и др. Их целью является

выявление интереса детей к искусству. Детские недели проводятся систематически,

в недельный ход их планируются разные формы работы (массовые, игровые, выставки,

театрализованные представления) При подборе форм учитываются психологические и

возрастные особенности ребенка. Во главе детской недели встает оргкомитет,

который берет на себя составление плана, разработку сценариев, распределение

ролей.

Начало детской недели предполагает торжественное открытие, в течение которого

детям говорят о значении и роли того или иного вида искусства в жизни человека,

знакомят с планом работы недели. Закрытие недели предполагает подведение итогов,

награждение активистов, концерт.

Неделя детской книги:

Впервые такая форма работы была опробована в 1944 году. Неделя детской книги

может проходить как в КДУ, так и на базе школы. Неделя детской книги может

включать в себя следующие мероприятия: викторины, выставки, конкурсы рисунков,

книжные базары, обзоры литературы, литературно-музыкальные композиции. Программа

должна быть максимально разнообразной и динамичной. В качестве одной из форм

работы может рассказ о книге, ее история. В течение недели проводятся заседания

любителей книг (книголюбов), отражаются важнейшие литературные даты (дни

рождения писателей и поэтов, показы спектаклей по книгам, конкурсы чтецов,

литературные конференции

Неделя музыки:

Недели музыки в нашей стране регулярно проводятся с конца 70-х годов. Целью

ее является пропаганда классической и современной музыки. В программу недели

могут входить: музыкальная гостиная, спектакли, концерты, выступления

профессиональных и юных музыкантов. Широко пропагандируются в неделю музыки

разные ее жанры (оперетта, симфония, романс)

Театральная неделя строится на том же принципе.

Праздники и обряды

Праздники и обряды – традиционные действия, сопровождающие важные моменты

жизни и общества. Обряды ведут свое летоисчисление с зарождения Руси, праздники

же не имеют языческих корней и меняются параллельно с изменениями в строении

общественного строя.

Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем,

вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека

тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей

страны, с

её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё

единство со всем народом.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем

человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых

форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов

идёт через праздник.

Календарь праздников меняется как меняется история Отечества. неизменными

остаются традиционные христианские праздники, интерес к которым в настоящее

время значительно возрос. И это не простое любопытство. Знание истоков

отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю

своей страны, судьбу поколений и своей родословной.

Инициации – посвятительные обряды и таинства в родовом обществе, связанные с

переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать

крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.

Система учреждений для детей и подростков

Сеть учреждений культуры для детей и подростков широко развита в нашей стране. К

ним относятся Дома детского творчества, Дома и Дворцы молодежи, Центры

эстетического воспитания. Основной их целью является создание необходимых

условий для организации свободного времени школьников. Для этого в КДУ для детей

и школьников функционируют кружки и студии различных направлений –

художественной самодеятельности, художественного творчества, технические.

Формы работы КДУ с детьми и подростками:

Во многих детских и молодежных КДУ основной формой работы в кружках и студиях

является прежде всего образовательный процесс (дополнительное образование),

ведутся занятия по образовательным и авторским программам, выдаются

свидетельства об окончании. Занятия в таких КДУ проводятся по четкому

расписанию, отводятся часы на игровую и досуговую деятельность. Для проверки

полученных кружковцами или студийцами знаний регулярно проводятся контрольные,

зачеты, срезы знаний – творческие увлечения детей и подростков приобретают

значение профессионального образования с возможной подготовкой к поступлению в

средние учебные заведения и вузы.

Задачей детских и юношеских КДУ становится правильное распределение и

активизация досуга школьников в свободное от уроков время. Каждый ребенок или

подросток вправе выбрать занятие себе по душе с учетом предполагаемой нагрузки –

будут ли это интенсивные занятия в студии (уроки, репетиции, концерты, выставки,

срезы знаний), занятия по увлечениям в кружках с меньшей нагрузкой и большей

свободой общения или игровая досуговая деятельность. Руководитель кружка или

студии для детей и подростков становится прежде всего педагогом, главные

качества которого – любовь к детям, мастерство, такт, порядочность. Часто в

детские и юношеские КДУ приходят заниматься дети из неблагополучных семей, ища в

кружках и студиях доброго отношения к себе и общения со сверстниками. Задача

педагога-руководителя – помочь такому ребенку адаптироваться в жизни, не

потерять собственное лицо и остаться личностью. (На примере ДДТ «Ровесник» г.

Зея: многие лучшие выпускники были из неблагополучных семей или считались

«проблемными» детьми с неустойчивой психикой и агрессией по отношению к

окружающим – Д. Яргин, В. Плужникова).

В детских КДУ активно развиваются игровые формы досуговой деятельности:

Массовые мероприятия (КВН, познавательные конкурсы, - музыкальные, исторические,

литературные, концерты с участием детских и юношеских коллективов, фестивали)

Вечера общения (диспуты, пресс-конференции, брифинги, ток-шоу, конференции-

споры)

Встречи с интересными людьми (профессионально-ориентированные, валеологические,

творческие, встречи с ветеранами)

Праздничные музыкально-танцевальные или театрализованные мероприятия (балы,

карнавалы, вечера, утренники для детей)

Для ознакомления детей и подростков с лучшими отечественными художественными

традициями в КДУ проводятся детские недели (музыки, книги, театра).

Работа с детьми младшего школьного возраста

Основной принцип работы с детьми младшего школьного возраста – рациональная

организация их досуга:

Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков

профессии или художественного мастерства) – занятия в кружках, студиях.

Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на

расширение кругозора детей и организацию свободного времени) – конкурсы,

викторины, игровые программы, утренники.

Рекреативный досуг (направлен на переключение внимания детей и отдых от уроков в

школе, общение, ознакомление с природой и культурными ценностями) – походы,

экскурсии, клубы общения по интересам.