SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Билет №22


1. Финансирование сферы культуры в Австралии.

Как мы знаем, Австралия долгое время являлась колонией Великобритании. И

естественно, что устройство государства и прочие структуры работают по шаблону

английской модели, даже официальный язык Австралии – английский.

Как и в Англии, в Австралии существуют Советы, они регулируют вложения,

средства идущие на поддержание и развитие культуры в стране.

Примечательно то, что на исполнительское искусство идет около 2% средств, на

различные мероприятия около 1%.

В принципе, я считаю это правильным курсом, т.к. Австралия – это фермерская

страна, определенная фермерская культура, которая, конечно же, не может быть

совместима с высоким искусством, в таком виде в каком мы можем это наблюдать, к

примеру, в Англии. Вы нигде не слышите выдающихся литературных, музыкальных

произведений Австралии, но зато мы знаем о кенгуру и аборигенах. Кстати, что

касается аборигенов, то если в начале завоевания материка культура и традиции

аборигенов уничтожались, то в ХХ в. стали действовать иные тенденции, и сегодня

аборигены составляют главную достопримечательность Австралии, ставшей одним из

крупнейших центров мирового туризма.

В основном работа культурной политики проводится по месту жительства.



2. Виды и формы финансирования сферы досуга за рубежом

Финансирование искусства и организаций культуры (за исключением кинематографа,

поп-музыки и книгоиздания, которые сами производят ориентированный на прибыль и

тиражируемый продукт) в США осуществляется по четырем каналам: за счет доходов

от собственной деятельности, доходов от инвестиций, за счет средств, выделяемых

из государственного бюджета, и за счет поддержки, оказываемой частными и

корпоративными фондами. Собственные доходы (выручка от продажи билетов, рекламы,

от взносов членов профессиональных ассоциаций и др.) примерно на 55%

обеспечивают американские организации культуры необходимыми средствами. Еще

около 25% их бюджетов формируется за счет грантов частных и корпоративных

фондов, пожертвований частных лиц и компаний. 12% приносят инвестиции в ценные

бумаги и около 9% расходов покрывается из государственного сектора. Одно из

самых распространенных заблуждений — что в США вообще отсутствует

государственное финансирование культуры и искусства. Действительно, большинство

американских учреждений культуры являются частными, однако государство оказывает

ощутимую поддержку — преимущественно в виде грантов, а не в форме субсидий.

Важно отметить, что львиная доля государственной поддержки достается музеям и

библиотекам и лишь незначительная ее часть — исполнительским искусствам.

На федеральном уровне. В состав правительственных агентств входят несколько

структур, непосредственной задачей которых является финансовая поддержка

организаций культуры. В первую очередь, сюда относятся National Endowment for

the Arts (Национальный фонд поддержки искусства), Institute of Museum and

Library Services (Институт музейной и библиотечной службы), National Endowment

for Humanities (Национальный фонд поддержки гуманитарных наук) и National

Archives & Records Administration (Национальное агентство архивов и записей).

Национальный фонд поддержки искусства. Созданный в 1965 году фонд осуществляет

целевое финансирование творческих проектов, организаций культуры, отдельных

деятелей искусства, а также средств массовой информации. Бюджет Фонда в 2006

году составит 125 млн 660 тыс. долларов.

Институт музейных и библиотечных служб — это федеральное агентство,

распределяющее гранты между 15 тыс. музеев и 122 тыс. библиотек. Бюджет IMLS в

2006 году составит 262 млн 240 тыс. долларов, которые будут потрачены на

переоборудование музеев и библиотек, создание новых экспозиций, разработку

образовательных программ, а также на развитие проектов, способствующих

укреплению связей учреждений культуры с местными сообществами.

Национальный фонд поддержки гуманитарных наук финансирует в первую очередь

образовательные проекты и гуманитарные исследования. Кроме того, он выделяет

гранты на консервацию и реставрацию памятников культуры, издание классической

американской литературы, а также создание выставок и документальных фильмов,

посвященных американской истории и культуре.

Библиотека Конгресса США. Крупнейшая в мире библиотека является подразделением,

обслуживающим органы федеральной законодательной власти.

Национальное агентство архивов и записей. В состав этого федерального агентства

входит 18 федеральных архивов, а также 11 «президентских» (прежде принадлежавших

президентам США, а сейчас общедоступных) библиотек. Кроме того, NARA ежегодно

выделяет гранты (на сумму примерно в 10 млн долларов) на создание цифровых

архивов, издание документов и повышение квалификации архивистов, а также

проводит семинары для преподавателей школ и высших учебных заведений.

Конечно, расходы на поддержку культуры и искусства составляют ничтожную долю по

сравнению с другими расходами, в первую очередь с здравоохранением и

образованием — всего 0,049% от совокупного бюджета штатов. Тем не менее

поддержка культуры считается важной инвестицией в развитие местных сообществ,

создание новых рабочих мест и развитие творческих индустрий.

Фонды. Только с 1995 по 2001 год финансовая поддержка культуры и искусства со

стороны частных и корпоративных фондов выросла почти в два раза. Сложившаяся в

США за последние 40 лет система финансирования культуры доказала свою

жизнеспособность. Она адекватна как состоянию американской экономики, так и

запросам потребителей культурной продукции.

Развитие и становление форм КДД в Европе и на Западе прошло определенные ступени

развития, меняясь и совершенствуясь в зависимости от изменений потребностей

людей. Теперь, досуг в европейских странах и на западе представляет собой,

своего рода, интегрированную модель, включающую индивидуализацию, приватизацию,

атолизацию, усмирение.

И с течением времени формирование КДД подготовило почву для формирования

определенных моделей управления СКС, видов и форм финансирования сферы досуга.

Существует 3 модели управления СКС:

- централизованное управление

- создание советов

- полная децентрализация

Эти модели характеризуют формы финансирования сферы досуга.

Исходя из этого, можно выделить 3 вида финансирования сферы досуга:

1.централизованное (на примере Франции, все средства, выделяющиеся на

поддержание культуры и искусства, выделяются государством, здесь практикуются

го.заказы)

2. модель, в которой развитие СКС проходит посредством Советов существует в

Англии, Австралии. Государство не ведет активное вмешательство в сферу досуга и

культуры. Советы контролируют и отвечают за развитие данной сферы, проводят

культурную политику. Советы регулируют вопросы начиная от спонсирования

искусства до организации досуга разных возрастов.

3. чтобы понять 3-й вид финансирования, децентрализованную модель, следует

проследить, что означает само понятие децентрализованная модель.

Итак, первый тип модели (децентрализованный) характеризуется наличием двух

относительно независимых уровней государственной власти – федерального и

субфедерального. В основу этой модели положены особенности налоговой системы,

характеризующейся наличием параллельных и независимых друг от друга систем сбора

налогов, одновременное использование как национальным, так и субнациональными

правительствами одной налоговой базы, конституционное разграничение предметов

ведения и налоговых полномочий.

Основой формирования нормально функционирующей системы межбюджетных

взаимоотношений является четкое распределение компетенций между административно-

территориальными единицами разных уровней, которое происходит в трех сферах:

законодательстве, управлении и финансировании.

В Германии главными административно-территориальными единицами являются

федерация, земли (субъекты федерации, их 16) и общины (наиболее дробная единица

деления страны). Большинство задач решается федерацией и землями совместно.

Федерация финансирует объекты, имеющие общефедеральное значение, земли

обеспечивают средствами объекты регионального значения, общины финансируют все

местные социально-бытовые, образовательные, культурные и тому подобные

мероприятия.

В Германии в соответствии с Основным законом федерация и земли в финансовом

отношении независимы и ведут бюджетное хозяйство самостоятельно, общины же

являются частью земель, и их бюджеты подконтрольны землям. В Основном законе

есть раздел, посвященный финансам, в котором источники доходов (налоги)

закреплены за всеми тремя уровнями. Таким образом, в Германии сложилась

трехуровневая система бюджетных взаимоотношений.

Основная задача децентрализованной системы – это уменьшение различий между

провинциями. В ней децентрализация помогает адаптировать социальную политику к

местным нуждам, обеспечивая в то же время правительствам провинций доходы,

достаточные для поддержания стандартов общественных услуг при равных уровнях

налогообложения.