SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Билет №24 1. Культурно-образовательные проекты: опыт Канады Основные культурно-образовательные проекты Канады направлены на поддержку культурных ценностей. Развита деятельность в области организации проектов по международному культурному обмену. Национальные фонды поощрения искусства основаны для поддержки и развития художественного творчества, атмосферы процветания искусства. Они фи7нансируют различные проекты и программы в области искусства, оказывают поддержку творческой интеллигенции, КДУ. Огромное значение придается в Канаде работе с инвалидами, малоимущими, людьми из групп риска, детьми, на высокий уровень вышло понятие семейного досуга. Большую работу по организации досуга инвалидов проводят музеи, театры, библиотеки. Плоховидящим и малослышащим инвалидам предлагаются следующие услуги: • Экскурсии на языках жестов и знаков. • Тексты магнитофонных экскурсий • Световая сигнализация (язык) • Допуск собак-поводырей в музеи и др. места отдыха • Гид-кассеты Другие проекты направлены на поддержку этнического населения Канады. О культуре: На общественную жизнь накладывает глубокий отпечаток наличие двух основных культур и традиций – англо-канадской(англоязычное население) и франко- канадской(франкоязычное население) В Квебеке (французский центр Канады) власти принимают меры по поощрению развития франко-канадских традиций и культуры, стремясь не допустить ассимиляции франкоканадцев. Квебекское правительство приняло меры по ограничению использования английского языка и расширению применения французского. Федеральное правительство осуществляет курс на сохранение культурной «мозаичности» и сосуществования различных этнических групп. В стране почти нет общенациональной прессы. На английском языке издаются около 100 ежедневных газет, крупнейшие из которых – «Глоб энд Мэйл» и «Стар» (Торонто), «Ситизен» (Оттава), «Сан» (Ванкувер), «Фри пресс» (Виннипег) и др. Наиболее влиятельные из более чем десятка франкоязычных газет – монреальские «Ла Пресс» и «Ле Девуар». Выпускаются также газеты на других языках мира. Основные журналы: общественно-политические еженедельники «Маклинз» и «Актюалите», литературные ежемесячники «Сэтерди найт» и «Канэйдиан форум», издания по литературе и искусству «Канейдиан литерачер», «Букс ин Канада», «Тамарак ревью», «Куинс куотерли», «Зис мэгэзин», «Ла Ви дез ар», «Либерте». Крупнейшие радио- и телевизионные компании – Канадская корпорация радиовещания (См-Би-Си), Си-Ти-Ви, «Глобал» и «Ти-Ви-Эй». Образование: Образование находится в ведении провинциальных правительств, а на федеральных территориях – центрального правительства, которое оказывает также финансовую поддержку высшему образованию и научным исследованиям. Провинции и муниципальные органы субсидируют систему образования ниже университетского уровня. Во всей Канаде существует обязательное и бесплатное школьное обучение детей в возрасте 6/7–15/16 лет; многие дети посещают также дошкольные учреждения. В Квебеке школьное преподавание ведется на французском языке, в других провинциях – на английском, однако существует возможность получения англоязычного образования в Квебеке и франкоязычного – в крупных общинах франкоканадцев в других провинциях. В Канаде имеется ок. 80 университетов, часть из них – двуязычные, а также муниципальные колледжи. Ведущими научно- исследовательскими организациями страны являются Советы по научным исследованиям и по медицинским исследованиям, Совет по науке, Канадский совет и др. Коренные народы: 1) представители многочисленных индейских племен, говорящие на 58 языках десяти не связанных друг с другом языковых групп. По полной переписи 1991 г. их 784 тыс. чел., а по промежуточной, выборочной переписи 1996 г., в ходе которой учитывалось не столько происхождение, сколько самоидентификация респондентов (т.е., ”чувствует” ли он себя индейцем), лишь 554 тыс. чел.; 2) индейско-европейские метисы в основном, потомки от браков англичан и французов с индейскими женщинами в период первоначального освоения Канадского Запада и Севера соответственно, 213 тыс.(1991) и 210 тыс. чел.(1996); 3) эскимосы-инуиты (по критериям 1991 г., т.е., по происхождению, 49,3 тыс.чел.), различные субэтнические группы которых заселяют побережье и острова Ледовитого океана. Перепись 1996 г., которая не относит к их числу значительную часть проживающих за пределами этого ареала урбанизированных и ассимилированных эскимосов, определяет общую численность ”настоящих” инуитов лишь в 41,1 тыс. чел. В настоящее время эскимосов принято в Канаде называть только по их самоназванию ”инуитами”, а индейцев ”америндейцами” или также по самоназваниям отдельных народов и племен: кри, сиу, вендаты (бывшие ”гуроны”), инну (монтанье и наскапи), дене (атапаски) и так далее. Было принято решение. Что коренные народы будут жить и сохранять культуру в специальных резервациях (не тронутых местах поселений этнического населения) на территории страны. Но из-за плохих условий большинство населения перебирается в города, происходит урбанизация. Учреждения культуры. Музеи В Канаде имеется множество музеев. В столице страны Оттаве работают Национальный центр искусств, Национальная галерея Канады, Национальный музей человека, Национальный музей естественных наук, Национальный музей науки и техники, Национальная библиотека и Национальный архив Канады. В Торонто расположен Королевский музей Онтарио, славящийся коллекцией искусства Древнего Китая и Центральной Азии, в Монреале – музей канадской старины Шато-де-Рамзей, в Онтарио – «Верхнеканадская деревня», воспроизводящая жизнь канадских пионеров. В Ванкувере действуют Городской музей, Морской музей и Музей антропологии при университете, располагающий крупной коллекцией произведений североамериканских индейцев. Основные художественные музеи и галереи: Художественная галерея Онтарио (Торонто), Музей изящных искусств (Монреаль), галереи в Ванкувере и Виннипеге, галерея Бивербрук (Фредериктон), Художественная галерея Виктории. Из библиотек наибольшей известностью пользуются библиотеки университетов Торонто, Макгилского, Лаваля, Королевского в Кингстоне, Британской Колумбии, публичная библиотека в Торонто, архив института Гленбоу-Альберты в Калгари. 2. Влияние глобализационных процессов на социокультурную сферу Глобализация культуры представляет собой процесс интеграции отдельных этнических культур в единую мировую культуру благодаря развитию транспортных средств, экономических связей, средств коммуникации. В межкультурной коммуникации глобализация выражается в расширении культурных контактов, заимствовании культурных ценностей и миграции людей из одной культуры в другую. Особенно важную роль в развитии культурного взаи¬модействия сыграли новые средства массовой коммуникации. Развитие глобальных финансовых рынков, средств информации и миграционных потоков привели к бурному росту культурных обменов, которые выражаются в стремительно возрастающем количестве прямых контактов между государственными институтами, социальными группами и индивидами различных стран и культур. В ходе этих контактов исчезает множество традиционных форм жизни и способов мышления. Но одновременно процесс глобализации ведет к возникновению новых форм культуры и образов жизни. Благодаря широкой доступности определенных товаров и идей локальные культуры изменяются и вступают между собой в необычные комбинации. Границы между своими и чужими стираются. Эта смесь культур наблюдается не только в жизни отдельных индивидов — она все 6oлее становится характерной чертой для целых обществ. Отмечая столь заметную тенденцию современности, Организацией Объединенных Наций 2001 год даже был провозглашен годом диалога между культурами. Глобализация — не автоматический процесс, который завер¬шится бесконфликтным и идеальным миром. Она таит в себе как новые возможности, так и новые риски, последствия которых для нас могут быть более значимыми, чем во все предыдущие эпохи. Процесс глобализации имеет ярко выраженную тенденцию к унификации культур, что вызывает у некоторых наций потребность в культурном самоутверждении и желание сохранить собственные культурные и индивидуальные ценности. Целый ряд государств и культур демон¬стрирует свое активное, нередко агрессивное и взрывное по форме самоопределение, освобождение от патерналистского влияния со стороны традиционно доминировавших государств и культур, категорическое непринятие глобальных культурных изменений. Всеоб¬щему процессу открытия различных границ они противопоставляют растущую непроницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей культурной самобытностью. Все это усугубляется наличием нерешенных исторических проблем, главным образом геополитических, ведущих к изменению границ политэкономических пространств, появлению «горячих точек», превращению границ между культурами в военные рубежи. Глобализация резко обострила проблему национально-культурной идентичности, которая сегодня превратилась в одну из важнейших проблем. Глобализация ведет к понижению статуса национальных язы¬ков, утверждению в качестве единственного средства межкультур¬ного взаимодействия английского языка, хотя он является родным языком лишь 380 млн. жителей планеты. Сегодня на английском языке издается большая часть книг, газет и журналов. Более 80% материалов, размещенных в Интернете, представляют собой анг¬лоязычные тексты. Соединенные Штаты закрепили твердые позиции в мировой науке. Мировая элита воспитывается в американских университетах, где многие тысячи иностранцев получают образование. В США учатся примерно 450 тыс. иностранных студентов. Как показывает практи¬ка, после возвращения домой по завершении обучения практически все они становятся в той или иной степени проводниками идей, сформировавшихся под влиянием американской профессуры, аме¬риканского образа жизни, американского искусства, американских СМИ. Это создает исключительно благоприятные возможности для распространения американского влияния. Рекомендации: принимать положительные стороны глобализации и противостоять отрицательным посредством укрепления национальной культурной политики. |