SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Восприятие и его физиологические основы. Виды восприятия.




Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни-кающих

при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные

поверхности органов чувств.

Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними

существуют и коренные различия. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали,

что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть

процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и

явлений окружающего нас мира. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно

предстает перед ним в виде целостных образов.

Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на

совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные

комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной

модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение

отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких

модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные,

осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). В

результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное

восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых

предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения

является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е.

отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными

словами, целостное отображение предмета.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы

осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются

психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление.

Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей

мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до

коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс

восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и

движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие

соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего

обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом

этой деятельности яв¬ляется целостное представление о предмете, с которым мы

сталкиваемся в реальной жизни.

Следовательно, огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот

или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые

усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость,

которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета

реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае

желание).

Наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса

восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может

вызывать различные чувства. Естественно, что интересный предмет будет

восприниматься более активно, и наоборот, безразличный - можем даже не заметить.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие — это сложный, но вместе

с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент

воздействует на ч-ка.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах

чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием

раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное

возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в

конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные

(сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию

нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким

органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная

информация.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно

связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями,

разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах

чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в

нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во

взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений,

взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и

составляет физиологическую основу восприятия.

Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как

и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия

раскрыл И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные

рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий

головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего

мира. При этом последние выступают в качестве комплексных раздражителей, так как

при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов

протекают сложные процессы анализа и синтеза. И. П. Павлов писал: «В гармонии с

беспрерывно и многообразно колеблющейся природой, агенты в качестве условных

раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких

элементов (анализировались), то сливались в многообразные комплексы

(синтезировались)». Анализ и синтез обеспечивают выделение объекта восприятия из

окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный

образ.

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат

системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие

условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств.

Виды.

Можно выделить несколько подходов к классификации восприятия (схема). В основе

одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в

анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор

(или какая модальность) играет в воспри¬ятии преобладающую роль, различают

зрительное, слуховое, осязательное, кине¬стетическое, обонятельное и вкусовое

восприятие.

Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двига¬тельные

ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве

примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участву¬ют тактильный и

кинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зри¬тельном восприятии

также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко

встречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникают

сложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включает

зрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования

материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией

выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.