SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Восприятие движения и времени.




Восприятие времени



ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ - Форма восприятия. Отражение таких характеристик явлений

окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и

последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают

участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной

дифференцировки промежутков времени играют кинестезические и слуховые ощущения.

Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно

зависит от интенсивности деятельности, которая совершается в эти периоды и от

эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее реализации.

Восприятие времени - (англ. time perception) - отражение объективной

длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе

восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших

полушариях головного мозга. В восприятии времени участвуют различные

анализаторы, наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают

кинестезические (ощущение движения) и слуховые ощущения. И. М. Сеченов называл

слух измерителем времени, а слуховую память - памятью времени. Субъективное

восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется

характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием

субъекта. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью,

кажется короче, чем время, проведенное в бездействии.

Понятие биологического времени («собственного времени организма» было введено в

1930-31 гг. В.И. Вернадским.

Механизм восприятия человеком времени часто связывают с так называемыми

"биологическими часами" — определенной последовательностью и ритмикой

биологических обменных процессов, происходящих в организме человека.

Биологические ритмы – это периодически повторяющиеся изменения интенсивности и

характера процессов жизнедеятельности (повторение различных состояний через

определенные промежутки времени).

Различают три основных вида биологических ритмов: инфрадианные, циркадианные и

ультрадианные.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими

событиями он был заполнен. Если событий было много и они были интересны для нас,

то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были не

интересны для нас, то время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать

прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время,

заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок

кажется нам более продолжительным. И наоборот, не интересное для нас время мы

недооцениваем, временной отрезок кажется нам незначительным.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта:

субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с на¬шей личной

оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от запол¬ненности

данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности.

Объективно-условный аспект связан с объективным течением со¬бытий и чередой

условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект

отражает наше ощущение времени, то второй аспект помога¬ет нам ориентироваться

во времени.

Восприятие движения



Восприятие движения - очень сложный процесс, природа которого ещё не вполне

выяснена.

Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение

вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет

нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нём взгляд.

Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на её

передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину

пространства, которое экспериментально ещё почти не исследовалось, возникает

вследствие смещения не вполне соответствующих точек на сетчатке вправо или

влево. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз,

которое приходится производить, чтобы следить за движущимся предметом. Однако

восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы

воспринимаем одновременно движение в двух взаимно противоположных направлениях,

хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны.

С другой стороны, впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального

движения, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд

изображений, воспроизводящих определённые следующие друг за другом фазы движения

объекта. Это так называемый стробоскопический эффект.

Для того чтобы возник стробоскопический эффект, отдельные раздражители должны

быть отделены друг от друга определёнными промежутками времени. Пауза между

смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 секунды. В том случае, когда

пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень

велика (например равна 1 секунде), раздражения осознаются как раздельные;

максимальное расстояние между движущейся точкой в двух смежных кадрах, при

котором имеет место стробоскопический эффект, равно 4,5°. На стробоскопическом

эффекте построено восприятие движения на кинематографических лентах.

Восприятие движения — это восприятие пространственно-временного перемещения, и

оценка движения зависит от восприятия интервалов времени, потому что всякое

движение в пространстве характеризуется скоростью и направлением.

Движение можно воспринимать непосредственно (перемещение автомобиля) и по

косвенным признакам (перемещение часовой стрелки на циферблате по секундной).

Непосредственное восприятие движения определяется угловой скоростью перемещения

объекта в поле зрения наблюдателя. При этом возможны восприятия движения, как

неподвижным взором, так и подвижным, т. е. и вследствие движения изображения

объекта по сетчатке глаза, и при постоянном его положении на сетчатке, но

сопровождающемся движениями глаз.

Но не всем движениям можно дать правильную оценку. Если быстро вращать однотонно

окрашенный диск, то это зрением не воспринимается, а колесо или вентилятор

иногда воспринимаются как вращающееся в противоположную сторону. Чем дальше

находится предмет, тем более медленным воспринимается его движение, а медленные

движения, например, часовой стрелки зрением вообще не воспринимаются.

Восприятия собственных движений осуществляются зрением, а также через

осязательные и двигательные ощущения. Без ощущения собственных движений точно

выполнять их невозможно.