SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Механизмы создания образов воображения.


Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они

формируются на основе предшествующего опыта, на основе представлений о предметах

и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из

впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать

в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе

происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на

составные части. Происходит абстрагирование объекта, при этом также происходит

абстрагирование частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов.

Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-

вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с

абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть

охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей

деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов

воображения.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т.

е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств

одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра и

т. д. Процессы, лежащие в основе агглютинации можно разделить на две основные

группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности, или недостаточностью

аналитичности восприятия, и процессы контролируемые сознанием, связанные с

мыслительными обобщениями.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в

образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения,

идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и

акцентировка. Схематизация может возникать в результате неполного,

поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются

случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали,

случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения,

которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих

действительность. Причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия

объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В

этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и

черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится

более обобщенным. Причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от

несущественных, или второстепенных, сторон объекта.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных

признаков образа. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в

образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и

типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это

обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений

при создании типического образа не совершается путем механического складывания

или вычитания каких-либо черт.

1. Агглютинация (склеивание) - это механистическое, не реальное объединение

частей или свойств различных несовместимых объектов (русалка, кентавр, минотавр,

леший, водяной; амфибия - лодка, самолет, автомобиль).

2. Аналогия - новые образы создаются по аналогии с конкретно какими-то

объектами. Пример: многие орудия труда были созданы по аналогии с руки человека

- грабли, молоток, клещи и т.д.

3. Гиперболизация (преувеличение) - это преувеличение каких-то качеств, свойств,

количества элементов в создаваемом образе. (Шаржи - пиноккио, или собака -

хозяин).

4. Типизация - это включение в создаваемый образ наиболее типичных черт,

характерных для какой-либо группы объектов (амфора - образ женщины).