SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Сенсуалистическая гносеология ХVII-ХVIII столетий.


Cенсуалисты устанавливают приоритет чувственного знания перед логическим, рациональным. Их общий лозунг «Нет ничего в разуме, чего бы не было в ощущении».



Джон Локк(1632-1704) —английский философ-материалист, идеолог либерализма, уделял большое внимание педагогике, основоположник ассоциативной психологии.

Человеческая душа при рождении представляет собой чистый лист бумаги (tabula rasa), при своем рождении человек не имеет никаких идей. «Письменами» ее заполняет посредством чувственного познания внешний опыт. Внутренний опыт—опыт внутренних переживаний. В детстве преобладает внешний опыт, по мере взросления все больше значения приобретает опыт внутренний.

Весьма важным элементом в гносеологии Локка является его теория первичных и вторичных качеств.

Первичные качества - неотъемлемые, объективно существующие свойства тел. Это протяженность, форма, движение (покой), число и плотность.

Вторичные качества - изменчивые, связанные со спецификой наших органов чувств, существуют лишь для нашего сознания. Это цвет, звук, запах, вкус. Вторичные качества не порождены исключительно деятельностью наших чувств, они следствия вторичных качеств.

Для первичных качеств характерно то, что они воспринимаются сразу несколькими чувствами (протяженность—зрением, осязанием), а вторичные качества—только каким-нибудь одним.









Идеи, возникающие на основе внешнего опыта Локк называет чувственными (sensation): теплота, холод, цвет, протяженность и т.д. Идеи, происходящие из внутреннего опыта, он называет рефлексиями: хотение, мышление. Однако опыт, как внешний, так и внутренний, непосредственно ведет лишь к возникновению простых (simple) идей. Сложные идеи—комбинации простых: друг—это синтез идеи человека, любви, расположения. Степень сложности может быть различной (человек—это тоже сложная идея, но более простая, чем друг).

Бог у Локка—источник первоначального движения и человеческого мышления.



Джордж Беркли(1685-1753) —английский философ, епископ в Ирландии, представитель субъективного идеализма.

Если Локк признает объективное существование первичных качеств, а вторичные качества понимает, как зависящие от особенностей наших органов чувств, то Беркли объявляет все качества вторичными, существующими лишь в сознании («в духе»). Объективное (т. е. независящее от познающего субъекта) существование вещей Беркли отвергает. «Существовать—значит быть воспринимаемым». Философия Беркли имеет явную антиматериалистическую направленность (имматериализм), так как отрицает объективное существование материи.

В том виде, в котором Беркли сформулировал свою доктрину, его легко упрекнуть в солипсизме (от лат. Solus –единственный, + ipse – сам) — крайней форме субъективного идеализма, признающей единственной реальностью только своего «Я», отрицающей существование внешнего мира.



Давид Юм(1711—1776) —шотландский философ—сенсуалист, субъективный идеалист.

Субъективизм Юма более последователен, чем в берклианстве. Он отвергает объективное существование не только материи (материальной субстанции), но и духовной субстанции, все это фикция воображения. Существует ли внешний мир или нет, мы этого доказать не можем, мы оперируем лишь восприятиями. В этом отношении позицию Юма можно характеризовать как агностицизм. Однако Юм признавал реальность прогрессивного познания, но лишь в науке («в делах текущей жизни»)—поэтому он никогда не позволял себе выпадов против Ньютона, как это делал Беркли. В области же философии, где идет речь о познании наиболее глубоких принципов, Юм склонялся к агностицизму.

Все «душевные восприятия» Юм делит на два вида—по степени живости и силы. Первые—более сильные—он определяет термином «впечатления» (impressions). Эти восприятия, осуществляются непосредственно, когда мы слышим, чувствуем, видим.

Второй вид восприятий—«идеи», уступающие первым по яркости и живости, это копии впечатлений. Основа наших познания—впечатления, и все, что мы познаем,-- содержание впечатлений.

Так же как и Локк, Юм делит идеи на простые и сложные.

Между впечатлениями и идеями могут, по Юму, возникать три типа отношений (ассоциаций) :

. Ассоциации по сходству (глядя на портрет друга вспоминаешь о нем), а также противоположные им ассоциации различия.

2. Ассоциации по смежности в пространстве (находясь недалеко от дома мы чаще вспоминаем домашних).

3. Ассоциации причинности—по Юму причинность, это соотношения между идеями в уме. Идея причины побуждает ум к образованию идеи следствия (играя в бильярд мы видим, как один шар передал импульс другому. Удар первого шара мы объявляем причиной движения второго, а на самом деле это всего лишь привычка мысли связывать эти два события).



Кондильяк (1715—1780) – французский философ, аббат, путался с просветителями, но одновременно изображал лояльность к властям, развил сенсуалистическую теорию познания.

Близок к материализму.

Восприятия органов чувств—первичные восприятия, из которых происходит все содержание человеческого знания, вплоть до самых абстрактных идей. Тела существуют объективно, вне зависимости от восприятий, и являются причиной восприятий.

Модель статуи

Кондильяк использует в качестве гносеологической модели статую, у которой в определенной последовательности «включаются» одно за другим чувства: обоняние, вкус, слух, зрение и, наконец, осязание. Пока существуют только первые четыре чувства, то в череде ощущений статуя не способна разглядеть вещи, существующие реально, и отличить их от внутренних модификаций сознания. Если у статуи, скажем, оставить одно обоняние, то в своем самосознании она будет себя воображать, запахом розы, жасмина и т. д., но никогда не свяжет их с внешним объектом, существующим помимо нее. Свое мироощущение она вполне может выразить берклианской формулой: «Существовать—значит быть воспринимаемым».

Из этого солипсизма статую выводит осязание—единственное чувство, способное образовать идею о внешних объектах. Оно дает ощущение собственного тела и ощущение отличных от нее тел. Осязание—учитель всех чувств. После появления осязания все наши ощущения начинают восприниматься как выражение качеств объектов, а не порождения сознания.

Здесь есть еще один аспект: получая осязание, статуя превращается в существо деятельное, способное к активному преобразованию мира, так как осязание невозможно без движения.







3. «Человек не свободен ни одну минуту своей жизни» (источник, комментарий).

Гольбах выдвигает идею о том, что движение присуще материи, ибо, кроме движущейся материи, ничто не существует. Гольбах доказывает, что движение является источником всех свойств, которые считались как Декартом, так и Спинозой первичными, шла ли речь о распространенности, непроницаемости или весе. Он различает два основных вида движения. С одной стороны, движение, которое перемещает тела (механическое движение), и с другой - скрытое, внутреннее движение, которое определяется энергией и имеет свой источник во взаимодействии невидимых материальных частиц (молекул), из которых состоит тело.

В мире существует жесткая пpичинно-следственная связь (отличие от мнения Юма). Посредством причин и следствий можно объяснить любой процесс и человеческое поведение. Различие между отдельными явлениями закономерно, и всякое движение, которое возникает, подчиняется и управляется также константными законами. Природа или мир как целое подчинены универсальным закономерностям, которые проявляются через причинные отклонения с однозначной необходимостью. Ничего не может происходить другим образом. Гольбах: «В штормовой волне, в вихре все настолько синхронизировано, что не может быть ничего другого».

Можно предсказывать события. Лапласовский детерминизм в физике. Прошедшее и будущее - функции настоящего. Так как вся природа является не чем иным, как движущейся материей, в ней нет места для случайности. Космос, таким образом, выступает как бесконечный ряд причин и следствий, причем то, что в одном случае является следствием, в другом может быть причиной. В эту детерминистическую систему Гольбах помещает и человека. Человек подчинен механически действующей цепи причин и следствий. Очевидно, что такой подход не мог создать предпосылки для объяснения специфики общественной детерминированности человеческого поведения. Человек становится материальным телом. Сознание - это только функция организованной материи. «Человек несвободен ни на одну минуту своей жизни».