SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Научная парадигма.


ПАРАДИГМА – в методологии науки – совокупность ценностей, методов, технических

навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной

традиции в определенный период времени. Находит свое выражение в научных трудах,

научных школах и кружках, учебниках и т.п. определенной группы исследователей со

специализированной и сходной научной подготовкой, единых в понимании ценностей

науки и объединенных научным этосом с определенными нормативно-ценностными

установками.

В лингвистике термин «парадигма» используется для обозначения конструкции,

служащей образцом склонения или спряжения изменяющегося слова или системы форм

изменяющегося слова.

Употребление термина «парадигма» в методологии науки было закрепленоТ.С.Куном.

Кун обратил внимание, что история науки не была линейным процессом, а

представляла собой смену научных парадигм, которые довольно жестко

регламентируют как выбор проблем, так и методы их решения в течение достаточно

долгих периодов времени. Так, аристотелевская физика функционировала в качестве

парадигмы от классической античности до позднего Средневековья; в течение всего

этого периода она задавала понятийный инструментарий и основное направление

научного поиска. Физические и математические открытия 16 и 17 вв., связанные с

именами Галилея, Декарта и Ньютона, создали ситуацию научной революции, в ходе

которой сторонники старой парадигмы столкнулись с приверженцами «новой науки». В

18 в. в качестве парадигмы научного исследования выступала ньютоновская физика,

которую в начале 20 в. сменила релятивистская физика с теорией относительности и

т.п.

Но когда встал вопрос о том, какова структура парадигмы, то здесь появлялись

большие сложности. Куна упрекали, что термин неопределенный и многозначный

(насчитывали до 60 разных смыслов его понимания). Кун в 1969-м в постскриптуме

ко второму изданиюСтруктуры научных революций (The Structure of Scientific

Revolutions, 1962), попытался объяснить структуру парадигмы.

Для него нормальная наука – это когда парадигма устойчива, что позволяет решать

конкретные задачи. Ломка парадигмы – это революция.

В дальнейшей разработке понятия парадигмы Кун пользовался термином

«дисциплинарная матрица».

Это понятие, в современном смысле слова, введено американским физиком и

историком науки Томасом Куном, который выделял различные этапы в развитии

научной дисциплины:

 допарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы);

 господства парадигмы (т. н. «нормальная наука»);

 кризис нормальной науки;

 научной революции, заключающейся в смене парадигмы, переходе от одной к

другой.

Согласно Куну парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества и,

наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих определенную

парадигму. Как правило, парадигма фиксируется в учебниках, трудах ученых и на

многие годы определяет круг проблем и методов их решения в той или иной области

науки, научной школе. К парадигме можно отнести, например, взгляды Аристотеля,

ньютоновскую механику и тому подобные вещи.



• Стадии развития и смена парадигм:

• эволюция научного знания – формирование, конкуренция и смена парадигм;

• научная революция.



Психологические парадигмы

В этом задании мы познакомимся с тремя основными парадигмами психолигии. На

самом деле парадигм в психологии куда больше. Но для того чтобы их всех

перечислить и подробно рассмотреть потребуется отдельный курс. Мы во все эти

глубины и омуты пока не полезем. Мы рассмотрим три наиболее важные парадигмы:

естественно-научную, гуманитарную и практическую. Основанием для такого деления

служит исходный образ, на который ориентируется в организации своей структуры

психологическая парадигма.

Естественно-научная парадигма

Естественно-научная предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний

о мире. Для нее характерны две установки, роднящие ее с классическим

естествознанием: ценность объективного знания (познание объективных законов) и

ценность новизны (постоянное увеличение объективного знания о мире как результат

исследования). Способ построения знания: гипотеза, подтвержденная экспериментом.

Критерием является воспроизводимость результатов, то есть, выявление общих

зависимостей и законов. Основной вид деятельности ученого — исследование, где

человек рассматривается как объект, стало быть, его невозможно изучить как

субъект, его человеческую сущность, духовную сущность и индивидуальность.

Бихевиоризм — это попытка объяснить человека с точки зрения естественно-научной

парадигмы.

Гуманитарная парадигма

Гуманитарная, понимаемая как "человеческое измерение", вводит понятие духовной

жизни человека. Единичное событие уникально и не требует установления

закономерностей. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от

вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Субъект не может изучаться как

предмет, так как он постоянно развивается. Субъект обладает внутренним опытом,

который влияет на поведение человека. Без его учета исследование невозможно.

Гуманитарный подход исследует собственно человеческое в человеке, его

субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни.