SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


Философия – одна из древних и увлекательных областей духовной культуры человека. В ходе ее развития менялись не только те или иные взгляды, но и круг изучаемых ею вопросов, сам ее предмет и задачи. Философия то стремилась создать картину мира в целом, то переносила направленность своих интересов на деятельность человека, то оказывалась «служанкой богословия», то стремилась разработать методы познания мира, то переносила центр тяжести на разработку принципа историзма, то свою основную задачу усматривала не в объяснении мира, а в его изменении. В чем смысл жизни? Зачем человек живет и какова цена его жизни? В чем сущность мира и что является его первоосновой? Конечен или бесконечен мир, хаотичен он или упорядочен? Разделен ли он на материальное и духовное, а если да, то каково их соотношение? Что такое сознание и насколько оно может проник¬нуть в тайны мира? Что есть истина и как ее отличить от заблуждения? Что такое долг, совесть, красота, добро? Что такое общество и как прийти к наилучшей сис¬теме общественного устройства? И многие другие. Все эти вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение мира и че¬ловека. Поиском ответов на эти и подобные вопросы занимается философия. Философия (от греч. рhileo люблю, sophia мудрость) буквально означает "любовь к мудрости". Слово "философ" впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор Саммосский(около 580-500 лет д. н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудро¬сти и правильному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина "философия" связано с именем Платона. Рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции. Слово "философия" было синонимом зарождения теоретической мысли. В отличие от мифологического и религиозного миросо¬зерцания философская мысль представляла собой принципиально иной тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стала позиция разума, интеллек¬та. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, образы и сам дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. Философское мышление воплотило в себе интеллектуальное стремление не просто накопить массу сведений, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Кроме познания мира, "любовь к мудрости" предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве человеческой жизни. Муд¬рость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром. Часто спорят о том, является ли философия наукой. Одни вслед за Аристотелем настаивают на том, что философия – «королева наук», «наука наук» (Гегель), другие, наоборот, ее противопоставляет науке. Но почему за философией не признают статус науки? Считается, что наука, в отличие от философии, безлична, объективна, вырабатывает жесткие методики, она интересуется разве что поиском истины, но не озабочена судьбою человека. Критериями научного знания признаются истинность, системность, непротиворечивость, доказательность, интерсубъективность, эмпирическая проверяемость, воспроизводимость. Большая часть философских положений эмпирически непроверяема и неопровержима, многие из них даже невозможно оценивать как истинные или ложные. В философии нет интерсубъективности, т.е. общезначимости ценностей, способов решения проблем и результатов исследования. В ней никогда не было господствующей парадигмы, но всегда шла борьба течений, школ, направлений. Если научное знание описывает и объясняет область того, что есть, то философское знание охватывает также и область того, что должно быть – область ценностей, смысла и целей человеческого существования. Философия больше всего интересуется тем, что меньше всего занимает науку, - всем многообразием общественных отношений и природных явлений как объектов ценностного отношения, т.е. оценивая их в плане добра и зла, истины и заблуждения, красоты или безобразия, справедливого или несправедливого, допустимого или запретного. Тем самым она, с одной стороны, задает человеку четкие критерии выбора системы ценностей, с другой стороны, позволяет человеку и требует от него осуществлять этот выбор самостоятельно. Вместе с тем, если под наукой понимать методически организованное, систематическое, опирающееся не на веру, не на эмоции, а на обоснованные аргументы знание, то философия бесспорно является наукой. Философия, как и наука, вырабатывает объективные, не зависящие от произвола знания, дающие информацию о реальных процессах и отношениях.

Те, кто считают, что философия отличается от науки, часто называют ее искусством. «Философия есть искусство, а не наука» - подчеркивал А.Шопенгауэр. Главная ценность науки – истина, главная ценность искусства - красота. Ученый, например, интересуется формой Земли, независимо от того красива Земля в виде шара или нет. Отсюда стремление превратить в аксиому формулу поэтов о том, что наука лишает звезды ореола красоты, превращая их просто в массивные газовые шары. Но если вспомнить философскую мудрость – «подвергай все сомнению» и покопаться с археологической тщательностью в «слоях» истории науки, мы обнаружим, что ученым отнюдь не чуждо стремление создать свою теорию изящной и красивой. Ставит ли философия, подобно искусству, среди всех ценностей на первое место именно красоту? На этот вопрос нет однозначного ответа. Хотя философия в своем порыве понять человека имеет ярко выраженный эстетический характер, все-таки в плане эстетического освоения мира уступает искусству, в котором результаты освоения мира по законам красоты достигают высшего совершенства. Вступает ли философия в непосредственный контакт с практической деятельностью человека? Старое убеждение состоит в том, что нет ничего непрактичнее, чем философия. Но так ли это? Если в науке в противовес заблуждению возвышают истину, а в искусстве безобразному противопоставляют прекрасное, то в своей практике человек стремится к подавлению зла и достижению добра. Человек, в отличие от животного, прежде чем действовать, вырабатывает представление о желаемой цели. Здесь-то ему как раз и приходится обращаться к философии. Отвечая на вопрос «Что я могу, и что я должен делать?», человек занимается разрешением типичной философской проблемы. Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни практике. Находясь с каждым из них в тесной координации, философия объединяет в единое целое ценности истины, красоты и добра. В идеале философия должна быть высокоемкой, как в научном, так и в этическом и эстетическом отношениях. Но реализовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обычно доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных философских направлений мы встречаемся:

- с научно-ориентированной философией (такова философия Аристотеля, Р.Декарта, Г.Гегеля, Э.Гуссерля);

- с эстетически-ориентированной философией (такова философия Платона, Н.Бердяева, Ф.Ницше, М.Хайдеггера);

- с практически-ориентированной философией (такова философия И.Канта, К.Маркса, Ч.Пирса).

Любая частно-научная проблема, поднятая даже самым выдающимся ученым, так или иначе может быть решена окончательно, после чего она перестает быть проблемой и исследователь переключается на другую проблему. Например, многие проблемы небесной механики времен Ньютона решены окончательно, для современной науки они уже не являются проблемами. Впрочем, и в частных науках можно встретить нерешенные и по сей день проблемы с длительной историей. Возможно даже, что решения каких-то из них просто отсутствуют. Но в любом случае через определенное время будет либо найдено их решение, либо выяснится, что они нерешаемы в принципе (что тоже является решением). В качестве примера можно сослаться на многовековую историю тщетных попыток решить проблему "perpetuum mobile” (вечный двигатель). От-крытие закона сохранения и превращения энергии окончательно сняло эту пробле¬му, показав, что построить "perpetuum mobile" невозможно принципиально. Иное дело - философские проблемы. Вопросы, касающиеся смысла и сущно¬сти бытия, жизни и смерти человека, выбора духовных ценностей, природы исти¬ны и заблуждения, соотношение материального и духовного никак не поддаются окончательному решению. Эти проблемы решаются, но решаются не окончательно, а только в той степени, в какой это возможно на данном уровне развития обще¬ства и достигнутых знаний. Но в процессе дальнейшего развития общества и науки они перерастают по своему значению исторически ограниченные решения, возро¬ждаются из пепла, их беспокойный огонь вспыхивает в новых условиях на новый лад и, таким образом, в каждую эпоху они обновляются, встают перед людьми в неповторимых формах. Так что в принципе эти проблемы неистребимы, хотя каж¬дая отдельная из них может быть преодолена, но преодолена не окончательно, а соответственно своей эпохе. Философские проблемы носят мировоззренческий характер. Соотношение "мир - человек" и составляет предмет философии, именно поэтому обоснование мировоззрения является философской по своей природе задачей.