SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


Мировоззрение - это система взглядов на мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные принципы и позиции людей, их убеждения и ценностные ориентации. Мировоззрение есть ценностно ок-рашенная картина мира, определяющая социально-политические, философские, религиозные, этические, эстетические ориентации людей. Основная проблема ми¬ровоззрения - отношение человека к миру. Для индивида весь мир оказывается расколотым на две части: на "Я" и "не-Я", т.е. весь остальной мир. Вопрос об от¬ношении "Я" к "не-Я" является основным вопросом всякого мировоззрения. С ним соотносятся всякие другие вопросы, связанные с существованием человека, с его духовной потребностью осмысления мира и определения своего отношения к нему. Истоки мировоззрения не замыкаются, однако, на индивидуальных потребностях души. В качестве субъекта мировоззрения выступает не только личность, но и со-циальные группы, классы, партии, которые заинтересованы в идеологии.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты:

1) познавательный

2) ценностно-нормативный

3) эмоционально-волевой

4) практический

Мировоззрение носит исторический характер. Каждая эпоха имеет свое миро¬воззрение, зависящее от уровня развития знаний и характера культуры, от истори¬ческого опыта данного народа. Древнейший период характеризуется мифологиче¬ским мировоззрением. Мифы - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества - объясняли происхождение мира, человека, сложные явления природы и общественной жизни вмешательством сверхъестественных сил. Миф неспособен отличить естественное от сверхъестественного, носит чусвственно-конкретный характер. Мифы разных народов уделяют внимание вопросам происхождения и устройства мира, мировой гармонии, происхождению людей, стадиям их жизни, различным испытаниям, ко¬торые стоят на их жизненном пути, культурным достижениям людей - добыванию огня, охоте, земледелию, обычаям и обрядам. Мифы выступали стабилизирующими факторами общественной жизни, устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, содействовали обеспечению внутреннего согласия человеческой жизни. Во время великого исторического перелома, вызванного угасанием первобыт¬ных форм общественной жизни, изменилось отношение человека к миру, изменилось и воздействие мира на человека, что требовало нового осмысления самой дея¬тельности человека, нового подхода к его духовному миру. В этих условиях мифо¬логия начинает утрачивать свою прежнюю доминирующую роль в общественном сознании, хотя многие особенности мифологического мировоззрения до сих пор сохраняются в массовом сознании. Начатый мифологическим сознанием поиск ответов на коренные вопросы ми-ровоззрения унаследовали от мифа две важнейшие формы мировоззрения: религия и философия. Религия - это такая форма мировоззрения, в которой духовное освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний, на "земной", естественный, воспринимаемый органами чувств, и "небесный", сверхъ¬естественный. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам человека, но она не смешивает естественное и сверхъестественное, земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Основу религиозного мировоззрения составляет выраженная в об¬разно-эмоциональной форме вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных существ и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философское мировоззрение, в отличие мифологического и религиозного, претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения знаний. Положения философии не просто декларируются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной и логически упорядоченной форме. Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, т.е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте в нем человека. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику. Для философского мировоззрения характерно сво¬бодомыслие, его фундамент - разум, его язык - не эмоциональные образы, а кате¬гории и понятия. Философствование всегда должно быть свободно от любой внешней для него цели, оно не может твориться по заказу или указу, иначе это будет не философствование, а пропись директивной идеологии. Не случайно философия появилась там, где родилась демократия – в греческих городах-полисах. Чистые типы мировоззрения практически не встречаются, в реальной жизни различные типы мировоззрений образуют сложные сочетания. Ядром всего множества проблем философского мировоззрения выступает во¬прос об отношении духовного и материального.

Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе в некоторых философских системах (например, марксистской) считается основным вопросом фило¬софии, а материализм и идеализм - основными направлениями. Вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе в некоторых философских системах (например, марксистской) считается основным вопросом фило¬софии, а материализм и идеализм - основными направлениями. Философский термин "идеализм" не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом "идеалист", которое происходит от слова идеал и обозначает беско¬рыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. Смещение этих понятий нередко используется для дискредитации философского материализма. Указывая на это обстоятельство, Ф.Энгельс отмечал, что предрассудок, будто вера в нравственные идеалы составляют сущность философского идеализма, воз¬ник вне философии у немецкого филистера (обывателя). "Под материализмом фи¬листер понимает обжорство, пьянство, похоть, плотские наслаждения тщеславие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоня за барышом и биржевые плутни, короче - все те грязные пороки, которым он сам предается втайне. Идеализм же означает у него веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще веру в "лучший мир", о котором он кричит перед другими, но в который он сам начинает веровать разве только тогда, когда у него голова болит с похмелья или когда он обанкротил¬ся, словом - когда ему приходиться переживать неизбежные последствия своих обычных "материалистических излишеств". Термины "идеализм" и "материализм" фиксируют отношение материального и духовного и только в этом смысле они в философии и употребляются. Когда же им придают какое-либо другое значение, возникает путаница. Иронически критикуя смешение философского термина и употребляемого в повседневных рассуждениях слова "идеалист", Энгельс отмечал, что все, что побуждает человека к деятельно¬сти, должно проходить через его голову: даже за еду и питье человек принимается вследствие того, что в его голове отражается ощущение голода. Воздействия внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в виде "идеальных стремлений", становятся "идеальными силами". И если данного чело¬века делает идеалистом только то, что он следует идеальным стремлениям, то вся¬кий нормальный человек - идеалист от природы, и не понятным остается одно: как вообще могут быть на свете материалисты?.

Сказанное ни в коем случае не означает, будто идеализм - какое-то сплошное заблуждение человеческого ума, не заслуживающее серьезного вни¬мания. На разных этапах истории философии идеализм поднимал серьезные фило¬софские проблемы и предлагал продуманные и аргументированные гипотезы, принципы и положения, допускающие научную интер-претацию. История философии сохранила немало имен идеалистов, которые вне¬сли вклад в умственный резервуар человечества.