SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


Античной (лат. antiquus древний) философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществе с конца VII века до н.э., вплоть до VI века н.э. Античная философия имеет свои периоды зарождения, расцвета и заката. Период от ее зарождения до Сократа определяют как период ранней натурфилософии. Философия по существу начинается с того времени, когда мыслители поставили вопрос: что лежит в основе мира? Материальность мира и его материальное единство понимались древними философами как нечто само собою разумеющееся, требовалось лишь указать, какова именно та единая материальная основа вещей. Первые учения возникли в городе Милете – крупнейшем в то время малоазиатском греческом городе. В Милете жили Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, которые, задавшись вопросом, откуда все возникает и во что все возвращается, искали первопричину происхождения и изменения всех вещей. И хотя отдельные представители милетской школы за первоначало мира берут различные элементы (Фалес – воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон), их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Все космические изменения, по учению этих философов, объясняются вечным движением материальных начал, их бесконечным превращением. Учение милетцев получило свое дальнейшее развитие в городе Эфесе, где жил и творил Гераклит (530 – 470 гг. до н.э.). Согласно его учению, мир не создан Богом, но всегда существовал и вечно будет существовать.

Против учения о мире, основная характеристика которого изменение, выступили философы из южно-итальянского города Элеи. Положив в основу своего учения тезис «Сущее едино», элеаты (Парменид и Зенон) абсолютизировали другую сторону противоречивой действительности, а именно, устойчивость и сохранение. Согласно Пармениду, мир есть вещественный шар, в котором нигде нет пустоты, из чего следует невозможность движения. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и в нем нет частей. Всякое множество только обман чувств. Из характеристики бытия и не бытия вытекает невозможность движения. Раз сущее (бытие) есть повсюду, во всех местах, а не-сущее (небытие) не существует, то переместить нечто на уже заполненные места невозможно. На основе этого элеаты пришли к выводу о невозможности движения, возникновения и уничтожения, а всякие представления о движении и изменении они считали «мнением смертных», то есть повседневными представлениями, от которых нужно отличать философию как учение об истине, недоступной чувственному восприятию. Однако развивающаяся человеческая мысль не может остановиться на подобных односторонних концепциях, а преодолевает их на основе синтеза. Вслед за расчленением целостного процесса и специального изучения каждой из его сторон в отдельности процесс познания необходимо предполагает рассмотрение каждой из этих сторон в ее отношении к другим сторонам. Воспроизведение мыслью объекта в его целостности и во всей полноте его связей происходит в результате сведения к единству его многообразных свойств и отношений, т.е. в результате синтеза различных определений. Таким синтезом философских учений гераклитизма и элеатизма явилось атомистическое учение, согласно которому все в мире состоит из мельчайших, простых, неделимых частиц – атомов, непрестанно движущихся в пустоте. Основателем атомистического учения считается Левкипп, по-видимому, уроженец Милета. Продолжатель учения Левкиппа ДЕМОКРИТ из города Абдеры (460 – 370 до н.э.) развил атомистическое учение в логически последовательную всеобъемлющую систему. Согласившись с положением элеатов о том, что бытие неизменно, неуничтожимо и несотворимо, Демокрит не согласился с другим их положением, отрицающим чувственно наблюдаемую картину качественного многообразия явлений действительности. Бытие у него множественно и прерывно, оно представляет многообразие атомов. В отличие от элеатов, Демокрит предполагает и небытие – пустоту, в которой происходят движение атомов. Атом не содержит в себе пустоты, а потому он неизменяем по своей природе: его нельзя ни разрезать, ни уплотнить, ни «разрыхлить», он не может стать ни больше, ни меньше себя, не может ни гибнуть, ни возникать, он вечен и неизменен. Благодаря наличию небытия – пустоты – бытие приобретает атрибут, который за ним отрицали элеаты, - движение. И именно движением атомов Демокрит объясняет те свойства чувственного мира, которые элеаты объявили пустой видимостью: изменчивость всех предметов и явлений. Для объяснения всего многообразия эмпирического мира он вводит дополнительную характеристику атомов: они различаются сами по себе формой и величиной, а их соединения – положением и порядком атомов, из которых они состоят. Именно положение и порядок атомов должны объяснять различные чувственные качества тел эмпирического мира. Характеристика по форме тоже указывает на физический смысл понятия «атом»: существуют как правильные (геометрические) формы – шарообразные, кубические, пирамидальные, так и неправильные – кривые, якореобразные, вогнутые, выпуклые. Более того, атомы могут быть «одни шероховатые, другие округленные, частью же угловатые или с крючками, некоторые же искривленные».