SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


Критику платоновской концепции бытия предпринял его выдающийся ученик, гениально одаренный мыслитель, уроженец города Стагира АРИСТОТЕЛЬ Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности; в его сочинениях охвачены почти все отрасли современного философского и научного знания. В круг интересов Аристотеля входят вопросы логики, психологии, теории познания, учения о бытии, космологии, физики, биологии, экономики, политики, этики, эстетики, педагогики, риторики. Исследуя различные проблемы, Аристотель ведет полемику с взглядами, имеющимися в предшествующих и современных ему учениях. Он занял критическую позицию по отношению к учению своего учителя об идеях как о самобытных сущностях, отделенных от мира чувственно воспринимаемых вещей. Основа возражений Стагирита состоит в том, что, вводя идеи как самостоятельное бытие, Платон развивает теорию, в которой идеи оказываются бесполезными как для объяснения процесса познания , так и для объяснения бытия. Аристотель учит, что платоновские идеи – простые копии чувственно воспринимаемых вещей, в их содержании нет ничего, чем они отличались бы от соответствующих им чувственных вещей. Поэтому идеи бесполезны для объяснения природы знания, гипотеза о существовании идей не дает познанию ничего нового. Более того, идеи Платона не только не объясняют природных вещей, но, наоборот, лишь удваивают число сущностей, требующих объяснения. Платон видит сущность вещей в идеях, но сущность вещей заключается в самих вещах, а не где-то вне этих вещей. Поэтому философия должна отбросить платоновский мир идей и обратиться к изучению самих природных вещей и явлений. Отвергая платоновский мир идей, Аристотель доказывал, что «общее» нельзя рассматривать в отрыве от «отдельного». Общее и отдельное неотделимы друг от друга: помимо существующих отдельных домов нет какого-то «дома вообще» в смысле платоновской идеи. Отсюда вывод: для познания общего необходимо исходить из отдельного, теоретическое познание должно опираться на чувственные данные. Учение Аристотеля о бытии опирается на его учение о категориях. Ему принадлежит заслуга создания одной из первых классификации философских категорий. Основной категорией он считал категорию сущности, а категории количества, качества, пространства, времени и др. – уточняющими и конкретизирующими наше знание о сущности вещей. Вопрос об имущественном и политическом положении различных социальных групп греческого общества занимает в политических трудах Аристотеля одно из важнейших мест. Великий мыслитель взялся за выяснение причин социального неравенства и сделал соответствующие выводы с точки зрения рабовладельческой идеологии. По имущественному потенциалу общество свободных людей Аристотель делит на три основных класса. К первому классу принадлежат очень зажиточные, их противоположностью являются крайне неимущие, а между ними находится средний класс, представляющий особую важность для благополучного состояния государства. Аристотель враждебно относится к «очень зажиточным» и «крайне неимущим», но горячо симпатизирует «средним». Что же понимается под «средним элементом»? Поскольку Аристотель рабов нацело исключает из состава государства, то речь не может идти о среднем классе между рабовладельцами и рабами: между ними нет и не должно быть ничего среднего. К «среднему элементу» не принадлежат и ремесленники, их Аристотель склонен причислить скорее к рабам. Следовательно, говоря о «среднем элементе как о наилучшем классе, Аристотель может иметь в виду только один из господствующих рабовладельческих классов. Термин «средний» означает у него только средний размер имущественного состояния по отношению к богатейшей и беднейшей части рабовладельцев. Государство, в котором средний элемент будет наиболее влиятельным по сравнению с обоими крайними элементами, согласно Аристотелю, будет иметь наилучший строй.