SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


Эллинистический период в античной культуре и философии начинается с установления гегемонии Македонии над Грецией и потери самостоятельности греческими городами-полисами. Процесс этот завершается превращением Греции в провинцию Рима, в результате чего классический греческий гражданин превращается в «подданного» большой империи, не связанного больше тесными узами со своей социальной общиной, и не могущего, как раньше, принимать непосредственное участие в политической жизни своего полиса. Теперь управление общественными делами переходит в руки функционеров, постепенно рождается новый тип человека, который перед лицом государства занимает позицию равнодушного нейтрала. Каждый из «подданных», понимая, как мало от него зависит, становится аполитичным, уклоняется от политической жизни и деятельности, круг их интересов сужается, замыкается вопросами частной жизни и частной морали, сами они превращаются в эгоистов и индивидуалистов. Одновременно с этим социальная этика классического периода уступает место этике индивидуальной, философия суживается в объеме своих задач, снижается ее теоретический уровень, падает доверие к познавательной силе разума. В отличие от классического периода, когда возникли крупнейшие философские системы, на арену выступает ряд всевозможных философских направлений, в центре внимания которых этика индивида в его единичности и автономности. Одним из таких течений стал стоицизм, который сформировался в конце 1У века до н.э. и получил свое название от портика в Афинах, где он был основан Зеноном из Китиона. Большую популярность стоицизм получил в Риме в творчестве Сенеки, Эпиктета и Марка Аврелия. Главное предназначение философии стоики видят в этике, знание же они рассматривают лишь как средство для приобретения мудрости и умения жить. Жить надо сообразно природе. Счастье человека в свободе от страстей, спокойствии духа, равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой. Сенека говорит, что судьба «ведет» того, кто добровольно и беспечально ей повинуется, и насильно тащит того, кто неразумно ей противится. Идеалом стоических устремлений выступает покой, или, по крайней мере, безучастное терпение. Стоический идеал человека отличается терпимостью и сдержанностью, он не стремится к чувственным удовольствиям, а его счастье в том, что он не желает никакого счастья. В поступках важно не достижение внешней цели, часто не подвластное человеку, а только этический характер действия, что всецело зависит от самого человека.