SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


Начало средневековья, как правило, связывают с падением Западной Риской империи. Наиболее примечательной чертой средневековья является могущество церкви – социального института, базирующегося на монотеизме (гр. монотеизм – единобожие). Церковная догма становится « исходным моментом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия – все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви». Школа, просвещение перешли в руки церкви, догмы которой лежали в основе всех представлений о мире и человеке. Нельзя забывать и то, что большинство ученых было представителями духовенства, а монастыри являлись очагами культуры и науки. В таких условиях философия могла существовать и получить признание только в рамках учения церкви. Философия на ряд веков превратилась в «служанку богословия», отправным пунктом и мерой оценки любых философских теорий стала Библия. Если в античной философии природа (космос) есть самостоятельное и вечное бытие, то средневековое учение о всемогуществе Бога лишает природу самостоятельности и творческого начала. Есть только одно абсолютное начало – Бог, а все остальное – его творение. Подлинным бытием обладает только Бог: он вечен, самотождественен и является источником всего сущего. В отличие от Бога природа не обладает самостоятельностью, ибо ее сотворил Бог по своей божьей воле, и она существует не благодаря себе, а благодаря Богу. Бог не только сотворил природу из ничего, но и постоянно поддерживает ее в существовании, непрерывно воспроизводя посредством перманентного творения. Без этого природа тут же провалится в небытие, из которого она была некогда извлечена. Более того, Бог может действовать, если будет на то его воля, и вопреки природе, то есть творить чудеса. Средневековый человек, в отличие от античного, не чувствует себя органической частью космоса. По замыслу Творца он выше космоса и должен быть господином природы, но в силу своего грехопадения не властен даже над собой и полностью зависит от божественного милосердия. Мировоззрение человека окрашивается эсхатологическим мотивом (гр. эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека, о конце света и страшном суде). Отсюда его направленность на замкнутую духовную жизнь, совершенствование души, воспитание чувства покорности и непротивления. В жизни средневекового человека имеет место своеобразная сублимация телесного духовным. Конечная цель человеческого существования, смысл его жизни заключен в познании и созерцании Бога, любви к Богу, задачам чего должны быть подчинены все остальные моменты жизни человека, включая и познание мира. Но способствует ли разум продвижению человека по пути познания Бога, или же, наоборот, лишь отвлекает его от поиска спасительной истины? В философии средневековья можно найти два противоположных ответа на этот вопрос. Тезис об абсолютной несовместимости разума и религиозной веры четко высказал теолог К.Тертуллиан. Смысл его знаменитого принципа: «Верую, потому что абсурдно» состоит в том, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения, истинность веры является совершенно иной, чем истинность разума. Парадоксы, непостижимые для ума, требуются принять на веру. Тертуллиан убежден, что научные исследования не просто излишни, но и вредны, единственный источник познания Бога, и, следовательно, любого знания – Евангелие. Так как истинный верующий должен избегать всего того, что может помешать ему направить свои помыслы к Богу, то изучение этого суетного и порочного мира не может представлять интереса. Истина от Бога, считает он, тогда как философия и наука от дьявола – этого тщеславного соперника Бога. Однако в средневековье существовала и другая традиция, которая в известной мере признавала роль разума в познании сотворенного мира. Схоластика (лат. schola - школа; схоластика - философия, которая преподавалась в монастырских школах) утверждала, что знание о несотворенном божественном бытии можно получить только сверхъестественным путем и ключом к такому знанию является вера. Что же касается сотворенного мира, то он – хотя и не до конца - постижим с помощью разума.