SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


При всей внутренней цельности средневековой философии в ней четко выделяются этапы патристики и схоластики. Первая фаза христианской философии реализуется в виде патристики (лат. pater – отец) – учения отцов церкви. Наиболее выдающимся из отцов церкви был Аврелий АВГУСТИН (354 – 430) – выдающийся мыслитель, вписавший заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей античности и заложивший фундамент религиозно-философской мысли средневековья. Вся философия Августина сосредоточилась на Боге как едином, совершенном, абсолютном бытии. Бог, согласно его учению, является высшей сущностью, только его существование вытекает из собственного естества, все остальное существует лишь благодаря божественной воле. Бог является причиной существования всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил природу «из ничего - ex nihilo», но и постоянно поддерживает ее в существовании, без чего она тут же провалится в небытие. Если Бог «отнимет от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы». Таким образом, мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре его духовных устремлений находится Бог. Начало всего сущего и высшая сила в мироздании – Бог, а основное отношение в этом мироздании – отношение Бога и человека. Бог создал человека существом свободным на выбор, но несущим нравственное воздаяние за свой выбор. Человек в учении Августина не просто «раб Божий», он - личность, связанная с Богом. Человек – подобие Бога, значит, может обладать свободой воли, направлять свою волю во спасение или к отчаянию, к вере или безверию, к добру или злу. Признание любого человека личностью (даже раба, даже ребенка) является прогрессивным достижением философии Августина. Ибо впервые было четко и ясно заявлено об уникальности, ценности и свободе любой личности, ее ответственности перед Богом и людьми за свои поступки. Дуалистическое понимание Бога и мира выступает, прежде всего, как противоположность между неизменным и вечным духовным бытием Бога и постоянной изменчивостью и гибелью единичных вещей. Исследование этой противоположности привело Августина к проблематике времени. Августин отвергает взгляды античных философов, которые рассматривали время сквозь призму жизни космоса и ставили его в зависимость от движения небесных тел. Ведь и космос, и все небесные тела сотворены Богом. Перед сотворением мира не было никакого времени, но оно появляется как следствие божественного творения одновременно с сотворением мира. Время и пространство существуют только в мире и с миром. Время есть мера движения и изменения.