SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


Арабо-мусульманская философия – традиция философской рефлексии, возникшая и развивавшаяся в эпоху господства исламского мировоззрения в условиях преимущественно арабоязычной цивилизации и претерпевшая в наши дни значительную трансформацию под влиянием западной цивилизации и философии. История арабо-мусульманской философии включает три основных этапа: классический или средневековый (8 – 15 вв.); позднее средневековье (16 – 19 вв.); современный (2-я пол. 19 – 21 вв.). В классический период возникают и получают развитие основные школы и направления философской мысли, для позднесредневекового периода типичен эклектический подход, современный период характеризуется поиском путей сохранения цивилизационных основ общества в новых условиях.

Классический период начинается примерно через сто лет после возникновения ислама, когда новое монотеистическое мировоззрение вполне овладело умами.

Первой формой арабоязычной философской мысли считается «калам» - форма мусульманской схоластической теологии, представляющая собой способ устного обсуждения и логического подкрепления аятов Корана. Возникновение калама относится к концу V11 века, когда диалог с оппонентом шел вокруг вопросов о больших и малых грехах, о предопределении (кадар). В процессе дискуссии произошло разделение на джабаритов – сторонников предопределения и кадаритов – теологов, склонных признавать определенную свободу воли человека.

Со временем внутри калама произошел раскол. Часть каламистов, допускавшая свободное обсуждение религиозных догматов, и выражавшая скептицизм по отношению некоторых положений Корана получила название «мутазилиты». Они расширили круг обсуждаемых вопросов, включив в него вопросы о первом творении, о единстве Бога (таухид), его атрибутах (сифат). Мутазилиты очищали понятие Бога от антропоморфизма, утверждали, что наделение Бога телесными признаками человека (воля, речь, слух) противоречит догмату о единстве Бога. Отрицая наличие у Бога атрибутов речи, слова, они пришли к отрицанию извечности Корана, рассматривали его лишь как одно из творений Аллаха. Святость Корана они относили не к букве, а к духу, считая возможным и необходимым аллегорическое толкование Корана, благодаря чему сложилась целая отрасль теологии – «илм аттафсир», наука комментирования.

Мутазилиты утверждали свободу воли человека и соответственно его нравственную ответственность за свои действия. Согласно их учению, люди свои поступки выбирают из возможного набора действий, созданного Аллахом. Поэтому Аллах не может произвольно изменить меру воздаяния, ибо она точно соответствует земным делам человека.

Другой формой арабоязычной философии явился «суфизм». Суфизм как философское течение представляет собой переосмысление основных подходов к решению центральных задач классической арабо-мусульманской философии, использующее опыт мистического откровения. Термин суфизм происходит от слова «суф» - «шерсть», поскольку из шерсти изготавливались власяницы аскетов (хотя это не единственная гипотеза относительно его этимологии). Суфизм – сложное и довольно противоречивое учение (и образ деятельности), в основе которого лежат идеи созерцательного самоуглубления, отказа от активной жизни, аскетизм. «В целом для суфизма характерны следующие черты: сочетание идеалистической метафизики с особой аскетической практикой; учение о постепенном приближении прозелита (мюрид) через мистическую любовь к познанию Бога и конечному слиянию с ним; значительная роль старца-наставника (мюршид), ведущего прозелита по мистическому пути (тарикат) до момента слияния с Богом. Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию, озарениям, экстазу, достигаемого путем особых танцев или бесконечного повторения молитвенных формул, умерщвление плоти мюрида по указанию старца» .

Основы суфизма заложил в 1Х веке Абу Абдаллах аль-Мухасиби, который создал теорию самонаблюдения над соотношением поступков человека и его сокровенных намерений с целью установления высшей искренности перед Аллахом (противопоставлялось лицемерию и показному благочестию духовенства). В результате деятельности Аль-Газали (1059 – 1111) суфийское учение о тарикате приобретает законченную форму и получает признание со стороны ортодоксального мусульманского духовенства.

Самой плодотворной формой арабоязычной философии является мусульманский перипатетизм, путь к которому проложил Аль-Кинди. Будучи разносторонним ученым, он одинаково успешно разрабатывал проблемы естествознания и философии, высказал идею об основополагающем значении математических методов для философии. Комментируя Аристотеля, Аль-Кинди, в противовес мусульманской ортодоксии, говорит о причинной обусловленности явлений природы и общества, об их закономерном характере. А что касается Бога, то Кинди признает его лишь отдаленной причиной всех явлений.