SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


Важнейшей отличительной чертой философии Ренессанса, как мы уже отметили, является, антропоцентризм. Другой особенностью философской мысли эпохи является ее антисхоластический характер. Философия начинает освобождаться от схоластики и перестает быть служанкой богословия.Отделению философии от богословия способствовала теория «двойственной истины» - учение о разделении философских и богословских истин. Учение, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот, в условиях продолжавшегося господства религии способствовало формированию материалистического направления в философии и рационализма. Для развития материалистического мировоззрения еще большее значение имело появление натурфилософии – философии природы, свободной от подчинения теологии. Натурфилософия Возрождения зачастую носила пантеистический характер, т.е. не отрицая прямо Бога, она отождествляла его с природой. Первым выдающимся пантеистом эпохи был Н.Кузанский (1401 – 1464). Философское решение Кузанским главной проблемы – отношение Бога и мира – является теоцентрическим, но отличающимся от его решения католическим богословием. Он исходит из концепции, что познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за свои пределы. Из этого вытекает, что основой познания должна быть противоположность конечного знания чему-то абсолютному, безусловному, а значит, «незнанию», неведению об этом безусловном. В своей работе «Знающее незнание» он рекомендует «соединять видимые противоположности в предшествующем им единстве». Параллельно с философией природы развивается новое естествознание. В эпоху Возрождения были сделаны революционные открытия, важнейшим из которых следует считать создание польским ученым Николаем КОПЕРНИКом (1473 – 1543) гелиоцентрической системы мира. Основные положения гелиоцентрической системы мира следующие: 1) Земля не пребывает неподвижно в центре мира, а вращается вокруг Солнца; 2) Земля вращается вокруг своей оси. Гелиоцентрическая система мира размывала границу между земным и небесным, отделяла духовное небо христианской веры от неба единого материального мира. Разрушив богословско-схоластическую картину мироздания, учение Коперника способствовало эмансипации естествознания от теологии. Иерархи католической церкви восприняли учение Коперника вначале спокойно, и только после смерти Коперника внесли его книгу в индекс запрещенных книг, а само учение посчитали ересью. Для торжества теории Коперника огромное значение имели астрономические открытия, сделанные с помощью телескопа: итальянский ученый Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564 – 1642) сконструировал телескоп, направил его на небо, обнаружил кратеры и хребты на Луне, увидел спутники Юпитера, открыл фазы Венеры, разглядел, что Млечный путь – это бесчисленные скопления звезд. Используя теорию двойственной истины, Галилей решительно отделял науку от религии. Он утверждал, например, что природа должна изучаться с помощью математики и опыта, а не с помощью Библии, ибо Священное писание – это не трактат по астрономии, а весть о спасении, оставляющая в неприкосновенности автономию научного исследования. Наука и вера, по учению Галилея, друг с другом несоразмерны, но, будучи несоразмерны, все-таки совместимы.Наиболее радикально и последовательно пантеистические представления выражены в философии Джордано БРУНО (1548 – 1600). Один из наиболее важных выводов, сделанных Бруно из пантеизма, состоит в решительном утверждении тезиса о бесконечности природы. Идя по этому пути, он освободил теорию Коперника от остатков схоластики: если у Коперника Солнце представляло абсолютный центр мира, то у Бруно такого центра вообще нет. Любая планета, любая точка пространства может быть истолкована наблюдателем как центр Вселенной, которая не имеет границ.