SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


Новую эпоху политического мышления начал флорентиец Никколо МАКИАВЕЛЛИ (1469 – 1527). Стремясь отделить политическую мысль от религиозных и моральных представлений, он отвергает средневековую теократическую концепцию государства и обосновывает необходимость светского государства. Не признавая религиозные доводы в деле обоснования политических учений, он утверждает, что политика – это автономная сторона человеческой деятельности, а власть должна принадлежать тому, кто сумеет ее захватить в свободном соревновании. Такой поворот от средневековой теократической концепции государства к юридическому мировоззрению можно объяснить возникновением новой политической ситуации в эпоху формирования буржуазных отношений, в которых все поставлено на службу материальному успеху. В своих работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли пытается доказать, что побудительные мотивы людей – это эгоизм и материальный интерес. Люди, говорит он, скорее простят смерть отца, чем лишение имущества. Существенными качествами людей являются алчность, жажда богатства, эгоизм, неверность, непостоянство, неблагодарность. Люди уважают лишь плеть и тяжелую наказующую длань повелителя, и как только кнут выпадает из его рук, они тотчас его бросают, предают, порядок нарушается. Флорентиец пытается обосновать необходимость государства эгоистической природой человека и потребностью ее насильственного обуздания. Государь, по его мнению, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, ибо ради приумножения могущества государства он часто бывает вынужден идти против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готовым к тому, чтобы переменить направление, если изменятся обстоятельства и в другую сторону задует ветер фортуны; он должен по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла. Высший закон политики, учит Макиавелли, составляет благополучие и могущество государства, а для достижения этой цели пригодны всякие, в том числе и самые аморальные, средства – подкупы, убийства, отравления, вероломство. «Государь, - пишет он, - если желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица». Примечательно, что Макиавелли не изобрел вероломство, как непременное свойство всякой политики, он его лишь констатировал и открыто заявил об этом. Из глубин истории лучше, чем кто-нибудь до него, сумел извлечь вечные законы политики и представить историю естественной, какой она предстала его глазам. Утопические учения рассматриваемой эпохи связаны с именами английского гуманиста Т.Мора и итальянского монаха Т.Кампанеллы. Гуманистическое мировоззрение Томаса Мора (1478 – 1555) формировалось в Оксфордском университете, и является ярким выражением нравственного идеала о достоинстве человека и его свободе. В своем главном произведении «Утопия» Мор дает критику конкретных исторических условий общественной жизни Англии, разрабатывает идеи совершенной социальной системы на вымышленном острове Утопия. Другим представителем утопического коммунизма рассматриваемой эпохи был итальянец Томмазо КАМПАНЕЛЛА (1568 – 1639). Уроженец Калабрии (юг Италии), находившейся тогда под властью испанского монарха, Кампанелла возглавил заговор против испанского ига. Заговор был раскрыт, Кампанелла схвачен и брошен в тюрьму. Тюремные пытки не сломили его, он выдержал жестокие испытания и избежал смертной казни лишь потому, что блистательно и с героической твердостью изобразил умопомешательство. Миновав костер, он провел полжизни в тюремных застенках, вновь и вновь продолжая заниматься неутомимо поисками истины. В своем главном труде, который называется «Город Солнца», Кампанелла нарисовал картину коммунистического общества, в котором упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством, труд стал не только обязанностью, но и потребностью всех членов общества, первостепенное внимание уделяется развитию науки, просвещения и трудовому воспитанию. В городе Солнца побеждены все пороки, политическая власть переплетается с церковной, руководство коммунистической общиной находится в руках учено-жреческой касты. Таким образом, и Мор и Кампанелла развивают идеалы гуманизма и освобождения, их социальная утопия выступает в качестве предтечи учения утопистов Х1Х столетия.