SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Открывающий так называемое «Новое время» ХУ11 век иногда называют веком разума или веком гениев. Для формирующейся науки Нового времени характерна ориентация на познание, опирающееся на практический опыт, что приносит с собой небывалый рост фактических данных. Развитие производства и связанный с этим рост техники способствовали развитию и распространению экспериментальных и математических методов исследования. Главнейшим приобретением естествознания того времени явился экспериментальный метод исследования. Ученые древнего мира ограничивались непосредственным наблюдением, а схоласты средневековья были враждебны всякому опытному знанию. Ученый-экспериментатор Нового времени ставил себя уже в совершенно иное отношение к окружающему миру, чем античный философ или средневековый схоласт: из созерцателя и наблюдателя происходящих в природе событий он становился испытателем природы, понуждающим ее раскрывать свои тайны. При этом прежнее натурфилософское рассмотрение природных явлений в общем плане, без изучения частностей, уже не отвечало требованиям практики. Задача естествоиспытателя теперь состояла в изучении деталей, в анализе, в мысленном расчленении природы на части и классификации этих частей, в открытии конкретных законов в конкретных областях природы. Ориентация на познание, опирающееся на чувственный опыт, становится важной, но не единственной выразительной особенностью науки Нового времени. Другой ее чертой становится стремление к созданию целостного образа мира. Если ориентация на чувственность и практич¬ность познания проецируется на развитие эмпирии (гр. empeiria опыт), то стремление к созданию целостной картины мира ведет к повышению роли рационального (лат. ratio разум) познания. И эмпирическое и рациональное познание формируют основные направления философского мышления Нового времени. «Знание - сила», но действительной силой оно может стать лишь в том случае, если оно истинно. Для получения истинного знания о природе, говорит Бэкон, необходимо в корне изменить научные методы исследования. Предпосылкой преобразования науки Бэкон считает критику всей предшествующей схоластики. Он отвергает спекулятивные схоластические диспуты и видит принципиальный недостаток подхода многих предшественников к анализу познания в том, что они уделяли главное внимание словам, а не самому делу и вместо систематического исследования изучаемого явления устраивали погоню за словами и их благозвуч¬ностью. «Чудовищному лаю пререканий и бесконечных вопросов» Бэкон противопоставил свое материалистическое учение, в основе которого лежал экспериментальный метод познания мира. Необходимым условием достижения гармонии между «Умом и Вещами», по Бэкону, является очищение разума от предвзятости, от заблуждений или, как их называет Бэкон, «идолов» (ложных образов). Он различает четыре вида «идолов» и аллегорически называет их: «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы рынка», «идолы театра». Освободив ум от идолов, человек, по мнению Бэкона, может обратиться к изучению природы. Для этого следует посмотреть, с помощью какого метода достижима эта цель. Сравнивая метод с фонарем, который освещает путнику дорогу, Бэкон учит, что даже хромой, поставленный па освещенную дорогу преодолеет трудный перевал быстрее, чем нормальный, который плутает впотьмах. Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что в ней четко выступают два метода исследования: догматический и эмпирический. Догматик не придает особого значения фактам, но стремится сформулировать общие догмы, из которых можно выводить все частные следствия. Эмпирик же видит свою задачу в собирании и накоплении как можно больше фактов. Догматика Бэкон сравнивает с пауком, который из самого себя ткет свою нить, а эмпирика - с муравьем, который беспорядочно тащит в свой муравейник все, то попадет ему на пути. Настоящий ученый, говорит он далее, должен быть похож не на паука и не на муравья, а на пчелу, которая терпеливо собирает из цветов сладостный нектар, но не оставляет его в том же виде, а перерабатывает в мед собственной деятельности. В средние века, да и в античности, наука пользовалась главным образом методом дедукции (лат. deductio выведение), на основе которого мысль движется от аксиом к частным выводам. Такой метод, по Бекону, не является результа¬тивным, он мало подходит для познания природы. Поскольку всякое познание так или иначе опирается на опыт, а опыт - это единичные факты, то мысль должна двигаться от изучения единичных фактов к их обобщению и формулировке общих положений. Такой метод исследования носит название «индукция» (лат. inductio наведение). Индукция - это логический метод, основанный на умозаключении от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к их обобще¬ниям. |