SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


Преодолеть недостатки схоластической философии и разработать новый научный метод стремится и французский философ Рене ДЕКАРТ (1596 – 1650). Декарт интересовался проблемами физики, математики, логики, философии, написал ряд произведений, которые принесли ему громкую славу. В области естествознания он первым выдвинул идею условного рефлекса, заложил основы геометрической оптики, создал аналитическую геометрию, выдвинул идею естественного развития солнечной системы, разработал систему прямоугольных координат. В тесной связи с естествознанием Декарт разрабатывает ряд оригинальных философских идей, его по праву называют отцом новоевропейской философии. Действительно, Декарт наметил радикальный поворот мысли критикой традиционного культурного, философского и научного наследия, выдвинув новые принципы, новый тип знания, сфокусированный не на бытии и Боге, а на человеке и рациональности. При всей двойственности и половинчатости реформаторской деятельности его вклад в историю философии по праву именуется «картезианской революцией». Развивая взгляды и подходы Галилея, Декарт стал одним из основателей науки Нового времени, но и не только науки: речь идет о создании нового типа культуры и нового типа человека. Декарт выключил из сознания все эмоции, все переживания и заложил основы отождествления сознания с предметно-логическим содержанием. После Декарта сознание теряет свою моральную направленность и становится чисто логико-дискурсивным порядком. В Новое время религиозные и моральные компоненты сознания были утеряны, в сознании восторжествовали правила логики, возникло убеждение, что весь мир и все вещи созданы и существуют по правилам логики. Отсюда берет свое начало нацеленность сознания Нового времени и его главного детища – науки на переделку всего существующего, на его подправку и улучшение в соответствии с этой логикой. Отсюда же и стремление снести здание традиционной культуры и расчистить почву для постройки культуры рациональной. «Архитектором» этой культуры будет, по замыслу Декарта, его метод, который в конечном счете сделает людей хозяевами и господами природы. Антидогматизм Декарта принимает форму методического сомнения. Отрешиться от всего принятого на веру, подвергнуть все сомнению – таков первый шаг рационализма Декарта. Предать суду разума все без исключения общепринятые и общепризнанные истины - таков его второй шаг. Методическое сомнение Декарт замыслил как не допускающее никаких догматов, принимаемых на веру; ничто не может устоять от разъедающей силы сомнения, ничто не может избежать укусов сомнения. В последовательном проведении этого принципа он не останавливается ни перед чем, даже перед такими очевидными истинами, «как дважды два - четыре», «у меня есть тело». 0днако картезианское сомнение при всей его универсальности не есть скептицизм. Если в скептицизме сомнение абсолютизируется, перерастает самое себя, обращая оружие рационализма против рационализма, то для Декарта сомнение во всем - не итог, не вывод философии, а прелюдия к ней. И сам Декарт ясно и отчетливо понимает коренное отличие своего учения от учения скептиков: «Я не подражал... скептикам, которые сомневаются ради самого сомнения, наоборот, мое стремление было целиком направлено к тому, чтобы достичь уверенности, отметая зыбкую почву и песок, чтобы найти гранит или твердую почву». Выходит, декартовское сомнение - не покушение рационализма на самоубийство, а отрицание для избирательного утверждения. В качестве твердой почвы, незыблемого основания, на которой может быть воздвигнуто все здание достоверного знания, Декарт берет истину: Cogito ergo sum (Я мыслю, следовательно, существую). Эта истина, по мнению Декарта, столь крепка и прочна, что все самые экстравагантные гипотезы скептиков не смогут ее поколебать, в силу чего ее можно признать в качестве основного принципа философии. В познании, по Декарту, главную роль играют не ощущения, а разум. Если Бэкон первичную достоверность находит в чувственной очевидности, то для Декарта чувственная очевидность как основа познания неприемлема. Чувства, говорит он, я иногда уличал в обмане, и разумно будет не всегда верить тем, кто нас хотя бы раз обманул. В отличие от Бэкона, который считал эмпирическую индукцию основным методом получения истинных знаний, Декарт таким мето¬дом считает рациональную дедукцию.