SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


«Бытие» является исходной категорией философского освоения мира. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего мира и самого человека с его сознанием.

По способу существования бытие подразделяется, прежде всего, на две реальности: на материальный мир и идеальный мир. Материальная действительность существует сама по себе, независимо от воли и сознания людей и называется объективной реальностью. К ней относятся, например, звездное небо, Солнце, космическое излучение, магнитное поле, радиоволны, наше собственное тело, горы и долины, реки и моря, флора и фауна, электроны и планетные системы и т.д.

Существует реальность и другого рода. Например, наши мысли, знания, предрассудки, традиции, находящийся в стадии замысла проект дома, изложенные в книгах и рукописях идеи. Они существуют не в объективной реальности, а в нашем сознании, мышлении, воображении, т.е. в субъективной реальности. Субъективная реальность – это продукт деятельности человеческого мозга в виде мыслей, понятий, мнений, образов, предрассудков, научных и ненаучных знаний. Субъективным бытием обладают ценности, идеи, математические и логические понятия.

Категория бытия – одна из самых древних философских категорий. Все учения античности содержали ее в качестве центральной. Будь то совокупность природных элементов милетцев, нус Анаксогора, атомы Демокрита или Логос Гераклита, исполняющий роль энергийного принципа всего сущего, - все это, так или иначе, представляет собой конкретные формы проявления бытия. Другое дело, как толковалось такое бытие: рассматривалось ли оно как нечто первичное, определяющее, исходное либо как нечто отражающее иную сущность, недоступную непосредственному восприятию. В античной философии фактически оно понималось в диапазоне от непосредственно воспринимаемого органами чувств первоначала до абстрактных сущностей или принципов, организующих видимое бытие мира и в той или иной мере познаваемых либо, напротив, недоступных познанию.

В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы V1 – V веков до нашей эры – досократики. Одни из них рассматривали бытие как непрерывно изменчивое, становящееся. Например, гераклитовская концепция непрерывного бытия исходит из того, что в мире все течет, все изменяется, причем все изменения, так или иначе, ведут к переходу вещей или явлений в собственную противоположность. Против учения о мире, основная характеристика которого – абсолютное изменение, выступили философы из южно-итальянского города Элея. Положив в основу своего учения тезис «Сущее едино», элеаты (Парменид и Зенон) абсолютизировали другую сторону бытия – устойчивость и тождественность себе.

Иную трактовку бытия дает знаменитый материалист Демокрит, согласно которому бытие – это атомы, а небытие – пустота, в которой происходит движение атомов. Согласившись с положением элеатов о том, что бытие неизменно, неуничтожимо и несотворимо,

Если у Демокрита сохраняющимся бытием являются атомы, и они реально существуют в самой природе, то Платон категорически отвергает саму мысль о том, что сохраняющиеся сущности могут быть имманентной принадлежностью природного мира. Платоновское бытие - не реально существующий, чувственно воспринимаемый мир, а сверхчувственные, постигаемые лишь разумом, бестелесные сущности, называемые им идеями. Платон, подобно элеатам, считал, что о преходящей сфере чувственных вещей можно иметь только «мнение», то есть повседневные представления, но не строгое знание.

Если в античной философии природа есть самостоятельное и вечное бытие, то средневековое учение о всемогуществе Бога лишает природу самостоятельности и творческого начала; есть только одно абсолютное начало – Бог, а все остальное – его творение. Подлинным бытием обладает только Бог. Христианство проводит различие между несотворенным Божественным бытием и сотворенным природным бытием, существование которого непрерывно поддерживается Богом. Без такой поддержки природа тут же провалится в небытие, из которого она была некогда извлечена.

Резкий отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда получило общее признание культ материального бытия. Эта трансформация, выражающая новый тип отношения человека к природе, подготовила такую концепцию бытия, в которой бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности.

Период классической науки и философии можно охарактеризовать как период натуралистически-объективистских концепций бытия, где природа рассматривается вне отношения к ней человека, т.е. как механизм, действующий сам по себе. Для философии и естествознания этого периода характерна субстанциональная трактовка бытия, когда фиксируется субстанция (неуничтожимый и неизменный субстрат бытия, его предельное основание, исключающее существование какого-либо другого начала) и ее акциденции (изменчивые и преходящие свойства), производные от субстанции.

В философии Г.Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная и весьма неопределенная ступень в восхождении духа к самому себе: абсолютная идея лишь на мгновение материализует свою энергию, а в своем дальнейшем движении и деятельности самопознания она снимает, преодолевает отчужденность бытия от идеи и возвращается к самой себе.

Марксистская философия, продолжая традицию материалистического монизма, в качестве основы бытия признает материю. При этом обращает внимание на многоуровневый характер бытия (неорганическая и органическая природа, биосфера, общественное бытие), подчеркивает как качественное своеобразие каждого из этих уровней, так и наличие неразрывной взаимосвязи между ними.

В ХХ в. проблеме бытия и небытия пристальное внимание уделяли представители экзистенциализма, особенность подхода которых в том, что она решается преимущественно применительно к человеку.