SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


Одной из существенных сторон объективного мира является всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений. В мире нет абсолютно изолированных предметов и явлений; все они органически связаны друг с другом, находятся в той или иной зависимости и обусловленности. Мир – это не хаотическое скопление явлений, а единое целое, где качественно многообразные явления органически связаны друг с другом.

Всеобщая связь существует не только в материальном мире, но и в мышлении. Для правильного понимания того или иного понятия недостаточно анализировать его лишь как такового, т.е. вне связи с другими понятиями.

Взаимосвязь имеет место не только между различными предметами и явлениями, но и их свойствами и отношениями. Многообразие предметов и явлений, свойств и отношений и определяет многообразие связей между ними.

Классифицировать связи можно по различным критериям. С помощью наиболее существенных из них различают связи в соответствии с иерархией структурных уровней материальной действительности. Каждому структурному уровню соответствуют свои формы связи, свой способ взаимодействий.

Важным критерием различения связей являются формы движения материи. Многообразными связями изобилует биологическая форма движения материи. Различают также связи: 1) по формам детерминизма (если классическая наука оперировала преимущественно однозначно-детерминистскими связями, то современная наука опирается на вероятностные и корреляционные связи); 2) по направлению действия (прямые и обратные связи); 3)по субстрату или содержанию, которое является предметом связи (связь, обеспечивающая перенос вещества, энергии или информации) .

Особый вид представляют собой так называемые информационные связи, которые имеют место не только в пределах вида, популяции, биоценоза, биосферы, но и во всей организованной природе, где функционируют кибернетические системы (животное, растение, ЭВМ, общество и т.д.). Но особый характер они имеют в живой природе. Здесь информационные связи пронизывают все без исключения уровни, начиная с субклеточного и кончая биологическим. Причем они зачастую оказываются более важными для нормального функционирования организма, чем пищевые и энергетические.

От принципа всеобщей связи неотделим принцип развития, методологическое значение которого состоит в том, что любые явления материальной и духовной действительности могут быть адекватно познаны только в том случае, если они рассматриваются исторически, в их возникновении, становлении и развитии.

Понимание содержания и форм развития противоположно в рамках двух основных концепций развития: догматической и диалектической. Догматическая концепция истолковывает развитие односторонне, она абсолютизирует отдельные противоположные стороны, в то время как диалектика рассматривает развитие как единство и борьбу этих противоположных сторон.

Рассмотрим основные варианты догматической концепции развития.

Согласно теории плоской эволюции всякое развитие может быть сведено к чисто количественным изменениям и представляет собой, таким образом, простой рост или уменьшение развивающихся явлений.

Другим вариантом догматической концепции развития является теория творческой эволюции, которая исходит из отрицания единства количественных и качественных изменений, но в противоположность плоскому эволюционизму абсолютизирует роль скачков в развитии.

Еще несколько вариантов догматической концепции развития связано с решением проблемы соотношения поступательности и преемственности в развитии. Наиболее распространенной среди этих разновидностей является теория кругооборотов, согласно которой человеческая история и вообще всякое развитие буквально повторяет одни и те же стадии и события и постоянно возвращается к одним и тем же исходным состояниям.

При всех различиях разновидностей догматического понимания развития их объединяют многие общие черты, что и позволяет говорить о единой догматической концепции развития. Каковы же эти общие черты?

Общей чертой и главным недостатком догматической концепции развития является свойственное ей непонимание действительных причин развития, ее неспособность вскрыть истинные источники развития. Отрицание противоречий как источника развития – общая и определяющая черта этой концепции во всех ее проявлениях.

Диалектика в противоположность догматике рассматривает развитие таким, каким оно существует в объективной действительности. Догматической концепции развития диалектика противопоставляет диалектическую концепцию.

В противоположность догматическим теориям плоской и творческой эволюции, разрывающим количественные и качественные изменения и абсолютизирующим их в этой оторванности друг от друга, диалектика рассматривает развитие как единство количественных и качественных изменений и закрепляет это понимание в законе взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В противоположность догматическим теориям кругооборотов и прямолинейного прогресса (или регресса), абсолютизирующим либо поступательность, либо повторяемость в их оторванности друг от друга, диалектика рассматривает развитие как единство тенденций поступательности и преемственности, повторяемости и выражает это понимание в законе отрицания отрицания.

В противоположность догматической концепции, отрицающей объективный статус противоречий и тем самым лишающей себя возможности понять источник развития, мотив развития, причину развития, диалектика рассматривает развитие как раздвоение единого на противоположности и борьбу между ними, т.е. как противоречие в действии.

Рассмотрим основные признаки и проявления, наиболее определенно характеризующие сущность развития.

Диалектическое развитие представляет собой прежде всего качественное изменение развивающейся системы, предполагающее не просто смену одних состояний системы любыми другими, не просто изменение ее количественных характеристик, а переход системы в качественно новое состояние или превращение ее в другую систему, качественно отличную от первоначальной.

Еще один важный признак развития состоит в том, что развитие – не только направленный, но и необратимый процесс. Последовательность и порядок прохождения отдельных стадий развивающейся системы не могут быть произвольно изменены. Несмотря на принципиальную возможность обратимости отдельных элементарных процессов, практически реальные целостные процессы оказываются неповторимыми в своих индивидуальных проявлениях.

Важнейший признак развития, наконец, состоит в том, что развитие представляет собой внутреннее по своему источнику изменение материальных систем, т.е. развитие есть саморазвитие.

Детерминизм (лат. determino определяю) – философское учение, признающее существование объективной универсальной связи в материальном и духовном мире и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой связи. Центральным ядром детерминизма является положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).

Детерминизму противостоит индетерминизм – философское учение, отрицающее объективность причинной связи вообще или, по крайней мере, ее всеобщности. Другой формой отрицания детерминизма является телеология, провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием нематериального «целеполагающего начала».

Исторически первой была познана наиболее простая форма детерминации – механическая.

Понятие механической причинности, принятое первоначально за общее понятие причинности, обладает следующими признаками: 1) связи явлений, выступающих одно как причина, другое как следствие мыслятся как механические и в этом смысле лишь как чисто внешние; 2) закономерность, выражаемая механической причинностью, является строго динамической, однозначной, подобно сложению векторов скоростей при соударении шаров; 3) причина количественно равна действию, а потому по заданным начальным условиям механической системы можно всегда с любой точностью рассчитать будущие и прошедшие состояния.

Лапласовский детерминизм, который исходит из очень упрощенного понимания причинной связи, а именно из однозначного отождествления ее с необходимостью, при последовательном проведении приводит к нелепым выводам.

Квантовая механика открыла новые формы закономерной связи, действующие в области физических микроявлений (микромира), отличные от лапласовского (механического) детерминизма; область последнего теперь стала ограничиваться областью макротел.

Возникновение квантовой механики заставило радикально пересмотреть взгляды на соотношение динамических и статистических законов.