SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


Основой познавательного процесса является общественная практика. Развитие познания нельзя рассматривать оторванно от практической деятельности людей. Например, занимаясь физическим трудом, люди делали наблюдения, обогащали свой опыт, которым они делились с другими людьми. Впоследствии, на более высокой ступени развития общества, познание, будучи относительно самостоятельным процессом, все-таки не теряет своей связи и взаимодействия с практикой. Это взаимодействие является двигательной силой познания.

В основе познания как исторического процесса лежит практическая необходимость в знаниях, без которых были бы невозможны успешные действия людей. В отличие от инстинктивного поведения животных практическая деятельность людей включает в себя осознание цели, изготовление орудий труда и их применение в процессе реализации намеченной цели. Чтобы производить орудия труда и пользоваться ими, человек должен действовать сознательно и планомерно, иметь знания о вещах, он должен мыслить и познавать.

Люди не останавливаются на познании, но так или иначе переходят к практике, в которой воплощаются и проверяются итоги познавательной деятельности. Переход от познания к практике не означает предела познания. Наоборот, практическая деятельность дает возможность обнаружить несовершенство имеющихся знаний, накопить новый опыт и перейти к новому, высшему этапу познания. Практика ставит перед человеком новые проблемы и заставляет думать его над их решениями. Она является основой и целью познания.

Являясь материальным процессом, практика отличается, однако, от всех других материальных процессов тем, что в ней воплощены знания человека, его мысли. Именно в практике человек претворяет свои планы в действительность. Но так как план до его претворения существует только в мысли, становясь действительностью в результате практики, можно сказать, что практика есть единство материального и идеального, вернее, в ней идеальное переходит в материальное. Причем одновременно в этом переходе идеальное проверяется, уточняется и развивается. Так, например, когда человек начинает строить дом, вначале самого дома как материального объекта еще нет, а есть только замысел или цель (идея) в сознании человека. С течением времени, по мере того, как дом строится, замысел (идея) воплощается в материальный объект, т.е. идеальное становится материальным.

Разумеется, переход идеального в материальное не надо понимать в буквальном смысле как появление материального из идеального. И в практической деятельности людей так же, как и в естественных процессах, материальные явления возникают из материальных же явлений. Невозможно, например, построить дом из воздуха (тем более из идеи), это противоречило бы коренным законам природы. Цель сама по себе ничего не рождает, для ее реализации нужны соответствующие средства, а также необходимые действия людей. К тому же, сама цель является отражением материальной действительности, определенных потребностей человека. Она возникает как закономерный итог предшествующей практической действительности.

Таким образом, практика представляет собой сознательную, целенаправленную деятельность человека, имеющую в целом характер материального процесса и ведущую в конечном итоге к преобразованию природы и общества. Существуют различные виды практики (политическая, научно-экспериментальная, производственная, техническая, педагогическая и др.), которые соответствуют различным сторонам общественной жизни. Хотя различные виды практики значительно различаются между собой, однако все они характеризуются общей чертой – преобразованием человеком объективного мира.

В своем развитии практика порождает у людей новые потребности, ставит новые задачи, которые вызывают необходимость дальнейшего движения познания. В основе движения познания лежит не какая-то черта психики человека, а объективный материальный процесс развития общественной практики (что, безусловно, не исключает наличия внутри самого познания и собственных импульсов развития).

Итак, человеческая практика является по отношению к познанию его основой и движущей силой.