SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Общая характеристика французской литературы XVII века. Театр.

Вопрос №6
Литературная ситуация во Франции 17в: основные направления и жанры, их представители и ведущие философы эпохи. Прециозная литра: от фр. Prcieux- изысканный, жеманный. В этой литре ценили шутки, экспромты, поиск необычного в обычном и сочетание в несочетаемом (все это черты барокко), представители – Венсан Вуатюр, Оноре д'Юрфе («Астрея»), Мадлена де Скюдери («Клелия»). Все собирались в особняках салонного типа, кружках. Основной кружок у маркиза де Рамбуйе. Бытовая литра: сюда входят писатели, творившие в жанре бытового романа – Шарль Сорель («Экстравагантный пастух»), Поль Скаррон («Комический роман»). Утопическая литра: Возникает в силу интереса к публицистике. В романах-утопиях подвергались переоценке традиционные взгляды, устои, институты, в них решались философ. И естественно-научные вопросы, представители – Сирано де Бержерак – автор 2 утопий «Гос-ва и империи Луны», «Гос-ва и империи Солнца». Опубликованы посмертно. Главное в романах – философские споры, где схоластика противостояла разуму и науке. Здесь он поддерживал взгляды Гассенди, т.е. материалистические. Бержерак отрицал бессмертие души и сатирически рисовал духовенства; Дени Верас д'Алле (история севарамбов); Габриэль де Фуаньи. Классицистическая литра: Жан Расин, Пьер Конрель (трагики), Мольер (комедиограф), Лафонтен (баснописец).
Перемены в политич жизни Франции приводят к тому, что яркая политич жизнь находит отражение в философских трудах. Пьер Шаррон- трактат о мудрости- напоминал опыты фр. Философа 16 в Мишеля Монтени. С одной стороны он воспринимает отдельные натуралистические идеи «опытов»; он скептически относится к документам в пользу бессмертия души, что повлекло ожесточенные нападки со стороны фр клерикалов, а с другой в своих сомнениях он развивает мысль о том, что невозможно достичь достоверных истин или бесспорных знаний, что связывает его со скептической критикой. Его идеи во многом были развернуты и продолжены Рене Декартом. Рене Декарт (рационализм) – предмет философии был изложен им самим в предисловии к «Начала философии». Методология Декарта предпологала движение от самых общих положений метафизики к более частным положениям в физике. В челе есть дурные страсти, которые необходимо подчинить разуму, а если они не подчиняются, с ними надо бороться. Блёз Паскаль – философ, математик, физик. «Письма»- во основе нападает на иезуитский орден. Здесь не только теологический спор, но и сатира. «Мысли»- размышления о челе, спорит с Декартом, утвержая, что не только разум управляет челом, но и сердце. Под сердцем подразумевает истины, которые в 20в заинтересуют ученых и появится наука психология. Главный вывод паскаля – чел- величайшая тайна для самого себя, оставаясь при этом ничтожнейшим созданием. Пьер Гассенди (сенсуалист)– увлекался и астрономией, учениями Коперника и галиллея. По его мнению на чела гораздо сильнее чем интеллектуально влияет чувственный опыт и он отталкивается от учения Эпикура (от его этики). Учение его во многом противоречиво.
ТРАГЕДИЯ В XVI ВЕКЕ
В XVI веке трагедия - это, прежде всего, представление какой-нибудь знаменитой трагедии. Эта трагедия полна красноречия, лирична; хор долго оплакивает катастрофу; но в целом в этой трагедии нет настоящего трагического действия: это скорее патетика, спектакль, изображающий горести главных героев и их жалобы. Классическая трагедия, напротив, ознаменует триумф собстенно трагических эмоций: драматичность строиться на ожидании печального конца; на протяжении всей трагедии чередуются надежда и страх. В трагедии присутствуют драматические и патетические элементы (жалость), но главное внимание уделяется вечной борьбе героя против неизбежной судьбы
Кризис трагедии (1620-1634)
К этому времени появляются два промежуточных жанра : траги-комедия и пастораль.
Трагикомедия не является, несмотря на свое имя, смешением комедии и трагедии. Это трагедия, которая заканчивается хорошо и в которой большое место уделяется любви. В трагикомедиях мало заботятся о приличиях: так, в "Клитандре" Корнеля (1631) Дориза, переодетая в мужчину, прямо на сцене выкалывает глаз предателю Пиманту. Трагикомедия пришла из Италии в конце XVI века; конец этого жанра приходится на на 40-е годы XVII века. Среди авторов трагикомедий можно привести Hardy, Du Ryer, Scudery и особенно Rotrou, чью пьесы отличаются некоторой правдивостью и красочностью.
Пастораль - это идиллия пастухов и пастушек, действие которой разворачивается на лоне природы. Их любви постоянно мешают, но конец неизменно счастлив. Образцами для французских пасторалей являются итальянские пьесы, например "Аминта" Тассо (1582) и "Пастор Фидо" Гварини (1587). Пасторали кажутся сегодня довольно вялыми пьесами, в которых очень мало действия.
Таким образом, начиная с конца XVI века, французский театр интересуется все больше фантазией, воображением и романтизмом. Эти качества характеризуют барочный театр не только во Франции, но везде в Западной Европе. Принято считать, что Мэре первым сочинил классическую трагедию ("Софонизба"), построенную по правилам греков и римлян.