SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки поонимание Общепринятое долгие годы представление философского смысла понятия “понимание” следующее: “Понимание – универсальная форма освоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности” (10, стр.493)
Понимание – личностный процесс, связанный с особенностями психики, нервной системы, духовного развития и т.п., одновременно оно связанно с его включенностью в различные коммуникативные системы человеческого общения. Исходные, донаучные виды понимания: • освоение и понимание языка; • понимание других людей, - в сопереживании, диалоге; • понимание социальных знаков, норм; • понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта. Основные виды научного понимания: • понимание жизненного опыта людей прошедших эпох (историческое понимание); • интерпретация инокультурных символов и метафор; • перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание); • понимание иных форм жизни; • понимание культурных норм и ценностей (понимание в социально-антропологических исследованиях); • понимание природных объектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании). Виды понимания подразделяются на: 1) Восстановление разрушенной информации. В данном случае это восстановление порядка предъявленного числового ряда (21,89,114,377), вычисление пропущенных чисел ряда Фибоначчи (34, 55, 144, 233) и указание всего ряда в правильной очередности - 21,34,55,89,144,233,377, чего в непосредственно данной информации не было. Практически вся политическая информация предъявляется обществу разрушенной умышленно или по неумелости. Сообщения о политических явлениях всегда отрывочны, запутаны и могут быть поняты только при способности восстановить их логический порядок и недостающие части. Для этого необходимо знание из теории политики чего-то аналогичного законам ряда Фибоначчи. В данном случае, это можно приравнять к целеполаганию политики. 2) Воспроизведение предшествующей информации. В нашем примере это указание всех предшествующих чисел ряда Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 13, которых не было в непосредственно данной информации. Аналогичным образом все политические события и организации имеют предопределившую их многовековую предшествующую историю. Без знания закона "предопределения" конкретных событий немыслимо правильно понять краткие сообщения о текущей политике. Целесообразность политики может пониматься в подобном контексте. 3) Предвосхищение последующей информации. Здесь - перечисление чисел ряда Фибоначчи, следующих после 377: 610 , 983, 1589, 2572 и т.д. до бесконечности. Дать политический прогноз, исходя из непосредственно данной информации, без владения ключом к ней (вроде закона ряда Фибоначчи) дело немыслимое. В политике есть своя логика, такая же строгая, как математическая, и не может быть событий, не предопределенных некоторым психологическим законом их появления. В нашем примере это близко к целенаправленности политики. 4) Реализация предъявленной информации. Ряд Фибоначчи имеет в основе т.н. "золотое сечение", имеющее природное происхождение и характеризующее устойчивость объекта, его гармоничность. Например, эстетическое впечатление от лица человека определяется соблюдением отношения ширины лица к его длине, которое в идеальном случае должно быть равно 0,618. Учет золотого сечения необходим при создании совершенных предметов быта, архитектурных сооружений. Целеустремленность политики связана с этим вариантом понимания. Объяснение как философское понятие рассматривается в качестве важнейшей функции человеческого познания, особенно в ходе научного исследования. Объяснение предназначено для раскрытия сущности изучаемого объекта. В реальной практике исследователя объяснение осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенным законам. Объяснение может быть: • атрибутивным, когда объясняется неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может существовать; • субстанциальным, когда объективная реальность выступает в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознания, поэтому подобная форма объяснения воспринимается как фундаментальная категория научного познания, теоретического обобщения конкретного; • генетическим, когда используется способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития; • контрагенетическим; • структурным – при данной форме объяснения в научной теории осуществляется переход от описания к объяснению, переход от одних структурных уровней к другим, более глубоким. Понимание как интерпретация В процессе понимания человек дает субъективную интерпретацию тому, что стремиться понять. В обыденном разговорном языке слово “понять” означает “усвоить смысл”, “постигнуть содержание”. Это же слово употребляется еще в значении “осмыслить”, “истолковать”, таким образом, понимание осуществляется гипотетико-дедуктивным способом. Материал, как правило, допускает множество интерпретаций. Вся наша коммуникативная и познавательная деятельность теснейшим образом связана с истолкованием тех или иных знаков, символов, слов, произведений духовной культуры. В науке ученый интерпретирует теории, логик и математик – исследуемые формальные системы; музыкант – интерпретирует исполняемые им произведения, литературный критик – анализируемые сочинения, переводчик – переводимые текст, искусствовед – произведения живописи, музыки, прикладного искусства и т.д. Эти примеры показывают, что интерпретация не ограничивается только областью языка, а охватывает широкие сферы коммуникации и деятельности людей в целом. “Можно сказать, что интерпретация возможна и без языка, но язык невозможен без интерпретации” (6, стр.205) Таким образом интерпретация составляет фундаментальную основу не только мышления, но и любой коммуникативной деятельности и взаимопонимания между людьми. В отличие от интерпретации обычного языка, интерпретация текста литературно-художественных произведений сопряжена с трудностями: • во-первых, в силу многозначности слов художественной речи; • во-вторых, зависимости их смысла от контекста; • в-третьих, личных особенностей, убеждений, и тому подобное, особенностей говорящих и пишущих; • в-четвертых, влияния на них тех социально-культурных и исторических условий, при которых происходит интерпретация. Интерпретация и основанное на ней понимание должны учитывать: • с одной стороны, - все объективные данные, относящиеся к любому тексту или информационным системам; • с другой стороны, никакая интерпретация, даже в естественных науках, тем более в гуманитарных дисциплинах не может подходить к своему объекту без каких-либо идей, теоретических представлений, ценностей ориентации, т.е. без того, что связано с деятельностью познающего субъекта. В какой бы форме ни осуществлялась интерпретация, она теснейшим образом связана с пониманием, так как служит его исходной основой. Таким образом главная цель понимания состоит в том, чтобы придать смысл объекту познания. |