SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

атриб. бытия. Прространство и врремя


___Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время.

___Пространство есть категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов.

___Время есть категория для обозначения длительности существования и последовательности смены состояний всех материальных объектов.

С пространством и временем все обстоит не так просто, как с обычными материальными объектами. Проблемы, как всегда, порождает противоречивость, даже парадоксальность многих свойств пространства и времени. Так, еще Августин Блаженный в V в. подметил странную особенность времени: прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее не имеет длительности (ведь любой, сколь угодно малый временной интервал также можно разделить на прошлое и будущее), и, значит, его тоже нет, как времени. Следовательно, время не обладает реальностью, а коренится лишь в глубинах нашей души. Юм отказывался признавать за пространством и временем что-либо иное, кроме последовательности и сопряженности наших восприятий. И. Кант, как вы помните, объявил пространство и время априорными, т.е. внеопытными категориями нашего рассудка. Если все знание основано на чувственном опыте, вопрошал И. Кант, то каким из органов чувств мы воспринимаем время? Можно ли его увидеть, услышать, потрогать и т.д.? Поскольку ответ на такой вопрос будет непременно отрицательным, следует признать, что в опыте пространство и время не даны и, значит, реальности за пределами субъекта познания не принадлежат. Что же касается невозможности восприятия пространства и времени нашими органами чувств, то точно также нельзя увидеть или потрогать ни материю, ни движение, ни другие им подобные абстракции, отвлеченные от чувственно воспринимаемых вещей. Можно ли увидеть в лесу дерево? Принципиально нет! Увидеть можно конкретную березу, елку, дуб и т.д., но дерево как таковое, дерево вообще увидеть нельзя. Ибо это всего лишь понятие, в котором от массы объектов отвлечены их общие признаки. Но сей факт никак не отменяет объективно-реального существования, как конкретных деревьев, так и их общих свойств. Та же история и с понятиями пространства и времени. Понятие времени увидеть нельзя, а вот последовательность смены состояний материальных объектов (молодой — старый), что оно, собственно, и означает, вполне доступна нашим органам чувств.Так что признание объективности пространства и времени ныне считается более обоснованной позицией, нежели настаивание на их субъективности.

Свойства пространства и времени можно подразделить на универсальные (всеобщие) и специфичные (всеобщность которых находится под вопросом).

К универсальным свойствам пространства и времени относятся: » их неразрывная связь друг с другом;

• связь с движением материи;

• бесконечность.

Специфичными характеристиками рассматриваемых форм бытия материи являются:

• трехмерность пространства и одномерность времени;

• однородность и изотропность пространства и анизотропия времени;

• непрерывность пространства и времени на макроуровне.

Положения о неразрывной связи пространства и времени друг с другом и с движением материи философией материалистического толка были выдвинуты задолго до того, как были получены их естественнонаучные доказательства. С философских позиций самоочевидно, что раз пространство и время суть формы бытия материи, то форма не может не быть связанной со своим содержанием. Равно как и разные формы (пространство и время) одного содержания (материи) обязательно должны иметь точки соприкосновения. Основные идеи этой концепции в классическом виде были сформулированы еще И. Ньютоном. Абсолютность пространства и времени в этом случае понимается как их самодостаточность или полнейшая независимость от чего бы то ни было. Время в этой концепции рассматривалось как бес-конечный, равномерный, «равнодушный» ко всему поток длительности. А пространство — как некая бесконечная пустая протяженность, пассивное «вместилище» всех материальных тел. И что бы в этом мире ни происходило, какие бы ни случались в нашей Вселенной катаклизмы, пространство и время от этого никак не изменятся. И, сохраняя все свои свойства, продолжат играть роль абсолютной системы отсчета для любых возможных событий. Однако появившаяся в начале XX в. теория относительности А. Эйнштейна подвергла радикальному пересмотру традиционные представления о пространстве и времени. Она объединила их в единое четырехмерное пространственно-временное многообразие (пространство-время). не может существовать единого потока времени для всей Вселенной, так как события, одновременные в одной системе отсчета, будут разновременными в другой. Иначе говоря, не существует самостоятельных, отделенных друг от друга пространства и времени, поскольку каждой системе отсчета (а все они равноправны, выделенных нет) присуще свое разделение событий на прошлые, настоящие и будущие. (Правда, заметить это можно только в очень больших масштабах.) установила также зависимость свойств пространства-времени от скорости движения тел. При приближении скорости тела к максимально возможной (световой) пространственные отрезки сокращаются в направлении движения, а временные — напротив, растягиваются, т.е. время как бы замедляется. При этом пространственно-временной интервал, т.е. как бы «сумма» изменений, остается величиной постоянной. Грубо говоря, уменьшение длины как бы «компенсируется» увеличением промежутка времени, и наоборот. В этом и проявляется неразрывная связь пространства и времени друг с другом.

Понятие "Время" возникает, прежде всего, как промежуток между двумя действиями, точно так же обстоит дело с Пространством, которое можно оценивать лишь как расстояние между двумя или несколькими объектами. Но представим себе такое положение, что никакой деятельности и никаких заметных явлений нет. Тогда Время исчезнет, таким же образом исчезнет и Пространство, если не будет возможности для измерения расстояний. И в повседневной жизни нет, собственно, Настоящего, но только Прошедшее и Будущее. Поэтому Время есть не что иное, как панорамическая последовательность состояний нашего сознания, независимо от того смотрим ли мы в Будущее, или оглядываемся на Прошлое.

Таким образом, мы видим, что деление времени на годы, дни и часы также относительно. В Мироздании Времени нет, и понятия Прошедшее, Настоящее и Будущее, которые люди ввели в обиход для облегчения ориентации, в Беспредельности и Вечности сливаются в одно вечное мгновение. В сущности следует сказать: Время есть и его нет. Оно существует как относительное понятие в нашем Проявленном Мире, и эта относительность помогает нам разобраться в явлениях и событиях. Однако в Мироздании Времени нет, ибо оно не может быть измерено или высчитано. Отсутствие Времени в Мироздании свидетельствует о его Вечности и Бесконечности.