SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Анутичные плюралкисты и атомаисты.

Античные плюралисты и атомисты.

Противоречия существовавших школ философии пытались разрешить два философа V в. — Эмпедокл и Анаксагор. Эмпедокл был родом из Сицилии, жил приблизительно между 490 и 430 гг. По мнению Эмпедокла, существует четыре первичных вещества, которые он называет «корнями всего»: воздух, вода, земля и огонь. Эмпедокл считал эти элементы неизменными и утверждал, что из сочетания их образуются все вещи. Таким образом, в понятии «корня» выступает неизменное бытие. Становление- соединение этих корней. Эмпедокл поставил вопрос о движении элементов. Какая сила их соединяет и разделяет? В ответе на этот вопрос у Эмпедокла есть попытка впервые поставить вопрос о материи и духе. Все предыдущие философы — и ионийцы, и Парменид, и Гераклит — были примитивными материалистами. Правда, у Гераклита есть понятие логоса, но этот разум, правящий миром, не имеет у него идеалистического характера, это — универсальный закон. Материя существует в различных комбинациях, в различных сочетаниях. А что движет эту материю? На этот вопрос ответа дано пока не было. Эмпедокл объяснял движение материи действием любви и ненависти. Любовь и ненависть — две силы, движущие всем миром. Это — философский антропоморфизм, т. е. перенесение на природу чисто человеческих сил — эмоций. Как же действуют любовь и ненависть? Ненависть разделяет элементы, любовь их соединяет. На этом основании Эмпедокл строит учение о мировых циклах. Есть такой момент, когда в мире целиком господствует любовь. Тогда все элементы слиты теснейшим образом друг с другом, отдельных вещей не существует. Затем начинает усиливаться ненависть, разделяющая элементы. Путем разделения соединенных элементов образуются вещи. Наконец в процессе развития мир доходит до точки высшего господства ненависти. Тогда все четыре элемента абсолютно разделены, вещей снова нет. Затем опять начинает усиливаться любовь, элементы опять начинают соединяться, опять создается вселенная из вещей и т. д.

Такова своеобразная циклическая теория Эмпедокла. В ней имеется попытка разделения духа и материи. Правда, эта попытка еще очень наивна, так как дух выступает в форме любви и ненависти. Но первый шаг был сделан. Эмпедокл учил, что в периоды соединения и разделения элементов получаются самые случайные комбинации, так например, появляются туловища с несколькими руками, головы с несколькими глазами и т. п. Все такие существа погибают, так как они не приспособлены к жизни. Выживают лишь те, у которых органы соединены наиболее целесообразно.

Дальнейшее развитие проблемы бытия и становления, духа и материи, мы находим у современника Эмпедокла, Анаксагора. Он происходил из города Клазомен и жил между 500 и 428 гг. В его учении мы находим все основные моменты философии Эмпедокла, но в развитой и утонченной форме. Эмпедокл насчитывал только четыре «корня», и у него это были весьма сложные вещества. Анаксагор сделал большой шаг вперед в сторону учения о химических элементах. Мельчайшие частицы однородных, по его мнению, тел — золота, крови, воды и т. п — он называет «семенами». Они неизменны, и все вещи образуются их соединением и разделением. Анаксагор вводит понятие разума (по-гречески «нус»). По его мнению, мировой разум представляет силу, управляющую движением элементов. Первоначально все элементы составляли одну слитную массу. Разум дал ей в одном месте толчок, благодаря чему возникло вихреобразное движение, разделившее элементы и создавшее таким путем вселенную.

В философии Анаксагора мы видим первую дуалистическую систему, где оба понятия — дух и материя — достигли уже большого развития. Как всякий дуализм, философия Анаксагора была переходной, подготовляющей более высокую ступень философского синтеза. Анаксагор был передовым для своей эпохи астрономом; он высказал мысль о том, что солнце и планеты — раскаленные тела.

Атомисты - представители материалистическо-философского учения, исходившего из постулата, что мир состоит из атомов и пустоты. Главными его представителями в античную эпоху были Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций. Согласно Левкиппу и Демокриту, все изменения в природном мире происходят вследствие соединения, разъединения, различных положений, притяжений и отталкиваний атомов. Многообразие вещей объяснялось различной формой образующих их атомов и их разнообразным движением. Движение предопределялось наличием пустого пространства, существование которого, согласно атомистам, было столь же реально, как и существование самих атомов. Столкновения атомов в пустоте, считали атомисты, порождали вихрь, являвшийся началом мирообразования. Даже мышление интерпретировалось как следствие определенных движений атомов. Атомистические взгляды Демокрита были развиты Эпикуром. Он, в частности, утверждал, что разнообразие форм атомов ограничено; что в пустоте атомы, как самые легкие, так и самые тяжелые - падают с одинаковой скоростью. Эпикур объяснял вихреобразные движения атомов случайным отклонением их от закономерных траекторий при падении в пространстве. Лукреций Кар, следуя теории эпикуреизма, постулировал свободу воли человека, отсутствие влияния богов на жизнь людей (не отвергая, однако, само существование богов). Он считал, что целью жизни человека должна быть душевное спокойствие, аргументированно отвергал боязнь смерти, саму смерть и потустороннюю жизнь: по его мнению, материя вечна и бесконечна, а после смерти человека его тело обретает иные формы существования. Развивал учение об атомизме, широко пропагандировал идеи физики Эпикура, попутно касаясь вопросов космологии и этики.

Душу атомисты трактовали как совокупность наиболее подвижных атомов огня. А восприятие как попадание в душу тонких отделившихся от предметов пленок, которые предстают как образы этих предметов. Счастье заключается в наслаждении духовном, которое рождается из добродетели. Цель философии - излечить душу от страхов и страданий и научить человека блаженной жизни, начало и конец которой - наслаждение.