SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

6 Идеальное государство Платона


Философ считал, что наиболее совершенным было бы общество, устройство которого

полностью соответствовало бы «идее» государства. Платон — сторонник

аристократического рабовладельческого государственного устройства. В его

рабовладельческом обществе существует три сословия: философы, или правители (1),

стражи, или воины (2), и земледельцы

и ремесленники (3). Государственная власть принадлежит философам—аристократам.

Стражи образуют аппарат насилия, необходимый для защиты общественной системы.

Земледельцы и ремесленники производят все необходимое для государства. Рабы в

Древней Греции рассматривались как «говорящие орудия» и вообще не включались в

систему государственного устройства. Платон подробно рассматривал различные типы

государства и пришел к выводу о том, что лучшим из них является

аристократическая республика трех перечисленных сословий с философами-

правителями во главе.

Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное

сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает

вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода

любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие

образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника -

бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности. Согласно

Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и

наиболее мудрые граждане..Правителями должны быть те, кто умеет любить свой

Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А

всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них

преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Итак,

совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает

умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость.

Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему

надлежит делать; это касается граждан в Городе и частей души в душе.

Справедливость во внешнем мире проявляется только тогда, когда она есть в душе.

Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование и воспитание,

причем для каждого сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает

Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят

правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические

навыки с освоением философии. Цель образования - через познание Блага дать

образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать

Благо в своем государстве.