SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

7 Учение Аристотеля о материи и форме


выделял в бытии два начала — материю и форму. Материя, с точки зрения

Аристотеля, — это только субстрат, вещество, возможность существования вещей.

Форма — движущее начало, «то, откуда движение». Материя не существует

самостоятельно, в чистом виде. Она остается в состоянии небытия, отрицания, так

называемой лишенности. Материя без движущего начала — формы — лишена жизни,

энергии, целостности. Она еще не стала действительностью,

а остается только возможностью. Действительностью материя становится в ее связи

с формой.

В реальных вещах оба начала бытия неразделимы: материя никогда не встречается в

чистом виде, она всегда соединена с формой. Разделить их человек не в силах, но

все движущее начало заключено только в форме. В «Метафизике» существование

особого, отличающегося от

материи движущего начала поясняется примерами такого рода: «Ведь как бы то ни

было, не сам же субстрат вызывает собственную перемену; я разумею, что,

например, не дерево и не медь — причина изменения самих себя, и не дерево делает

ложе, и не медь — изваяние, а нечто

другое есть причина изменения. А искать эту причину — значит искать некое иное

начало, а именно, как бы мы сказали, то, откуда начало движения». Движение, по

Аристотелю, — это процесс перехода потенциального бытия (материи) в актуальное,

т. е. реально существующее,

это обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей. Форма —

единственно активная сила, материя же пассивна, инертна, несамостоятельна. В

этом понимании связи материи и движения явно преобладает идеалистический подход.