SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

12 Философия Августина


Наиболее авторитетным мыслителем эпохи патристики считается Августин Аврелий

(354–430), причисленный после смерти к лику блаженных и называемый обычно

Августином Блаженным. Самые известные его труды — «О граде Божием» и «Исповедь».

В своих сочинениях Августин пытался логически обосновать существование бога.

Набольшую известность получило так называемое онтологическое доказательство

бытия бога. Его существование, гласит это доказательство, следует из самого

понятия всесовершенного существа, так как идея абсолютного совершенства

обязательно включает в себя, в частности, и необходимость существования. Так как

бог абсолютно совершенен, он неизбежно должен существовать.

Августин ввел в религиозную философию принцип креационизма — утверждение, что

бог сотворил мир из ничего. До акта творения ничего не было, даже пассивной

материи.

Поддержание существования мира рассматривается как постоянное творение его богом

вновь и вновь. Если бы творческая сила бога иссякла, мир тотчас вернулся бы в

небытие. Разработанная Августином идея креационизма — одно из главных положений

современного христианского

богословия.

Учение Августина о божественной благодати и божественном предопределении также

сильно повлияло на последующее развитие христианства и вызвало многочисленные

споры. Философ считал, что божество с самого начала предопределило одних людей к

добру, спасению и блаженству, а других — к злу, погибели и мучениям. Без

полученной от рождения божественной благодати человек не может иметь доброй

воли. Иными словами, свобода воли, способность человека принимать

самостоятельные решения практически отрицалась. Августин склонялся к

фатализму — представлению об изначальной предопределенности судьбы человека

сверхъестественными силами.

В объемном труде «О граде Божием» Августин разработал целостную концепцию

всемирно-исторического процесса, попытаясь создать христианскую философию

истории.

Великий христианский мыслитель считал историю общества результатом борьбы двух

враждебных и непримиримых царств: царства церкви («града Божиего») и царства

дьявола («града земного»). В учении Августина резко противопоставляются церковь

и государство. Град земной — это государство, оно основано на эгоизме, любви

человека к самому себе и

раздирается войнами, конфликтами, борьбой одних слоев народа против других. Град

Божий — это христианская церковь, основанная на самоотверженной любви человека к

богу.

При всей своей фантастичности (нелепо было бы ждать от мыслителя V в. научного,

рационального анализа развития общества) философия истории Августина была

огромным творческим достижением своего времени. Он понимал развитие цивилизации

не как бессмысленное топтание на месте, а как закономерный направленный процесс.