SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

13Ф-я Фомы Аквинского


Согласно Фоме, универсалии существуют трояко:

_«до вещей» в божественном разуме — как их вечные прообразы, нечто напоминающее

идеи Платона;

_«в вещах» — как их сущности;

_«после вещей» в человеческом разуме — как созданные человеком понятия.

Фома Аквинский считается систематизатором схоластики, сумевшим подвести итог ее

развития и разработавшим основы современной философии католической церкви.

Наряду с решением проблемы универсалий ему принадлежит другая крупная

религиозно-философская

концепция — систематизация аргументов, доказывающих существование бога. Он

сформулировал 5 доказательств его бытия.

Первое доказательство бытия бога основано на утверждении, что все,

что движется, движимо другим. Поэтому должен существовать первый

двигатель, которым является бог.

Второе — космологическое — доказательство исходит из понятия

действующей причины. В таком случае необходимо признать первую действующую

причину, которой и является бог.

Третье доказательство вытекает из взаимосвязи случайного и необходимого. Все

случайное зависит от необходимого. Существует первая необходимость — бог.

Четвертым доказательством являются степени качества, следующие друг за другом,

которые есть во всем сущем (есть вещи более совершенные и менее совершенные).

Должна, следовательно, существовать некая наивысшая степень совершенства, и,

опять же, ею является бог.

Наконец, пятое, так называемое телеологическое доказательство. В его основе

лежит полезность, целесообразность устройства мира. Следовательно, есть разумное

существо, которое направляет все естественные вещи к цели. Им является бог.

Касаясь проблемы соотношения веры и разума, религии и науки, он попытался

разграничить сферы их применения. Задача науки — объяснить закономерности

созданного богом мира.

Однако дать ответы на мировоззренческие вопросы, объяснить главные положения

христианской религии она не в силах. Ответить на эти вопросы способна только

религия. Поэтому необходимо разделить сферы применения религии и науки: наука

может свободно развиваться, изучая окружающий мир, но не должна вторгаться в

компетенцию религии и делать мировоззренческие выводы из своих исследований.

Фома выделил в человеческом познании три ступени: чувственное познание,

логическое познание и божественное откровение. Знание наиболее глубоких истин

бытия можно получить только через божественное откровение — прямое внушение

богом человеческой душе неких идей и представлений. Разум и чувства здесь

бессильны, они дают только знание простых явлений повседневной жизни. Поэтому

религиозное познание выше и совершеннее научного. Счастье человека состоит в

познании и созерцании бога.

Фома Аквинский сумел найти интересное решение проблемы свободы воли.

Он считал, что бог дал человеку свободу воли и перестал вмешиваться в его

повседневные дела. Человек может самостоятельно принимать решения и нести за них

ответственность, а после смерти его душа дает богу отчет о своих действиях.

Поэтому следует помнить об ответе, который мы будем держать перед богом, и

стараться совершать только благие дела. Таким путем удается сочетать идею

всемогущества бога с существованием в мире зла, со способностью человека

самостоятельно принимать решения, совершать поступки и отвечать за них.