SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

23 Фил-е взгляды Ницше


Родоначальник «философии жизни» Фридрих Ницше отказался от исследования законов

природы и традиционных онтологических проблем. В своих произведениях он обсуждал

вечные философские вопросы о сущности человека, смысле жизни и смерти, кризисе

культуры.

Ницше уделил основное внимание надиндивидуальным процессам в социальном

организме, прежде всего в сфере культуры.

Oсновные элементы его мировоззрения — идеи «воли к власти», «вечного

возвращения», переоценки ценностей» и «сверхчеловека».

Ницше стал в оппозицию к классическому рационализму. Для него основа мира — не

«бытие», изучавшееся предшествующей философией, а жизнь. Жизнь — это первичная

реальность, целостный органический процесс, предшествующий разделению материи и

духа, бытия и сознания. Она является вечным движением, становлением, постоянным

течением.

Сущность жизни, по Ницше, — это «воля к власти», т. е. некая сила, ненасытно

стремящаяся к господству. Сама жизнь является вечной борьбой этой воли за

власть, за господство — как внутри человека, так и в обществе.

Воля к власти стоит за всеми процессами физической и духовной жизни человека.

Любое обращение к разуму, истине, логически построенные системы доказательств и

аргументации на самом деле являются только заменяющими физическое принуждение

способами влияния одной воли на другую — индивидуальную или коллективную.

Идея «воли к власти» глубоко связана с идеями «переоценки ценностей» и

«сверхчеловека». Критикуя гуманистическую систему ценностей, Ницше утверждал,

что представления о равенстве и справедливости, гуманистическая мораль только

разлагают человеческую природу. Помогая слабым, общество зря растрачивает силы,

которые нужны ему для движения вперед. Философ перенес на общество дарвиновские

идеи естественного отбора. Отсюда его знаменитый призыв, резко отрицающий этику

европейского гуманизма: «Падающего — подтолкни». Во главе общества

должна стоять «высшая каста» сильных людей, которые имеют право господствовать

над серым большинством.

История человечества не есть движение вперед — она является только «вечным

возвращением» к идеалам прошлого, прежде всего к античной культуре. Поэтому

бессмысленно ожидать в будущем чего-то нового и прекрасного.

Причины кризиса современной культуры — рационализация человеческой жизни,

вызванная развитием науки (1); распространение христианской религии,

ориентированной на помощь слабым (2); и развитие демократических форм правления,

которые приводят к власти толпу, не способную к созданию высокой культуры (3).

Для восстановления гармонии культуры необходим сверхчеловек — вождь, стоящий

выше религии и морали, превосходящий всех современных людей силой своей

личности.