SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

26 Необходимость и случайность


В разных концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории

необходимости и случайности. Философский детерминизм имплицитно предполагает

существование объективной необходимости. Необходимость выступает в качестве

определяющей характеристики причинно-следственных связей и отношений регулярной

обусловленности, выражаемой в понятиях закона и закономерности. Одновременно в

любой концепции детерминизма требуется и выявление ее отношения к существованию

в мире случайности. Необходимость - это то, что вытекает из самой сущности

материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит)

в главном так, а не иначе. Пример - развитие организма человека, прохождение

человеком нескольких последовательных стадий. "Необходимость" - это то, чего

нельзя обойти, что "не-обойти" ("не-обхо-дить"). Случайность же - то, что имеет

основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не

из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть,

может произойти так, но может произойти и по-другому.

Важным вопросом философского детерминизма является вопрос об объективном

познавательном статусе категории случайности. Суть проблемы заключается в

следующем. Если принимать принцип причинности, что для концепции философского

детерминизма обязательно, то и случайные явления следует считать причинно

обусловленными. Но обязательным признаком причинной связи является

необходимость, следовательно, случайность тоже необходима и объективное

противопоставление необходимости и случайности лишается смысла.

В истории философии предлагались два выхода из этой ситуации: или случайность

выводилась за рамки действия принципа детерминизма и постулировалось объективное

существование абсолютной случайности как ни чем не детерминированного события,

явления, процесса, или случайность объявлялась лишь продуктом нашего незнания

причин того или иного явления. Первое решение вело к отрицанию принципа

детерминизма, второе - к лишению категории случайности объективного

познавательного значения.

Но каким бы соблазнительным ни выглядело предложение отказаться в рамках

детерминистского учения от объективного существования случайности, в конечном

счете оно ведет к абсурдным выводам.

Если необходимости приписывается абсолютный, ни от чего не зависимый характер,

то случайности действительно не остается места в науке. Необходимость такого

рода приобретает характер рока, судьбы, предопределенной миру раз и навсегда

свыше. Как было показано ранее, и необходимость причинного обусловливания, и

необходимость закона зависят от наличия определенных условий. Необходимость

всегда опосредуется определенным кругом условий, наличие или отсутствие которых

не всегда определяется необходимостью. Эта предпосылка лежит в основе познания

наукой необходимости и целенаправленной деятельности людей по преобразованию

окружающего мира. Смысл экспериментальной деятельности ученых заключается в

создании таких условий, в которых исследуемая причинная связь или закон

проявляет свое действие с необходимостью. В равной мере человек использует в

своей деятельности знание законов, варьируя условия их действия. Необходимость

относительна. Говоря о необходимости того или иного предмета, процесса, явления,

мы всегда неявно или явно определяем и совокупность тех условий, по отношению к

которым явления являются необходимыми. Приписывая относительный характер

необходимости, мы одновременно должны приписывать относительный характер и

случайности. Одно и то же явление может выступать и как необходимое, и как

случайное, но по отношению к разным условиям. Одно и то же выступает как

необходимое в одном отношении и как случайное в другом, причем второй стороной

этого отношения выступают условия, совокупность различного рода факторов,

влияющих на процесс детерминации.