SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

29 Формы чувственного познания


В составе научного знания обычно выделяют два основных уровня - уровень

эмпирического и теоретического знания. В эмпирическом знании преобладает

чувственное познание, т.е. вид познания, преимущественно опирающийся на данные

органов чувств - зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Обычно в чувственном познании, составляющем основу эмпирических методов научного

познания, выделяют три основные формы - ощущения, восприятия и представления.

Ощущения - это наиболее элементарные чувственные данные, своего рода "сенсорные

атомы" чувственного познания. Как правило, они просты по сенсорной модальности,

т.е. представляют из себя чистый звук, цвет, вкус и т.д., и, кроме того,

мгновенны во времени. В обычном состоянии сознания мы обычно не имеем дело с

ощущениями, и только когда человек засыпает или много выпьет, его чувственное

восприятие начинает "крошиться" на отдельные ощущения - мелькания вспышек света-

цвета, звуковые всплески, и т.д.

Восприятия - это уже более интегральная форма чувственного познания,

представляющие из себя комплексы ощущений, организованные в пространстве и

времени. Именно с восприятиями мы имеем дело в обычном состоянии сознания, когда

воспринимаем длящиеся во времени зрительные образы, состоящие из множества

цветов, степеней света-тени, или когда слушаем музыку, воспринимая множества

аккордов, сменяющих друг друга во времени.

Представления являются еще более высоким уровнем организации чувственного

восприятия, объединяя в себе множество восприятий в пространстве и времени.

Кроме того, ощущения и восприятия как бы навязываются человеку, мало зависят от

его воли. Например, обычно нельзя не видеть цвет, если глаз открыт, или нельзя

не слышать звук, если он звучит рядом. Наоборот, представления в гораздо большей

степени могут вызываться и убираться человеком по собственной воле. Классическим

примером представления является память, когда, допустим, человек вспоминает то,

что он воспринимал в прошлом. У подавляющего большинства людей представления не

такие яркие и сильные, как ощущения и восприятия, например, воспоминание цвета

не столь яркое, как сам этот цвет в момент его восприятия. Считается также, что

ощущения и восприятия возникают в момент взаимодействия с объектом, порождающим

эти чувственные образы, в то время как представление может существовать в

сознании человека, независимо от того, существует сейчас источник этого

представления или нет. Например, можно вспоминать лицо умершего человека, в то

время как уже нельзя зрительно воспринять его. Наконец, представление более

активно, в гораздо большей мере не только его присутствие-отсутствие, но и сам

состав может формироваться субъектом. Например, взяв части восприятий лошади и

человека, можно скомбинировать эти части в новый целостный образ - образ

кентавра, который никогда не воспринимался как таковой и потому принадлежит

только представлению. В силу большей активности, представление лежит уже на

границе между чувственным и рациональным познанием, обнаруживая в себе элементы

мышления.