SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

33 Понятие истины


Вопрос о возможности получения истинного знания, способах обоснования

достоверности тех или других утверждений, их значимости для жизни человека - не

только философская, но и общечеловеческая проблема. В философии истина

осознается не только как категория теории познания, но и как человеческая

ценность.

Какими чертами обладает истина? В каких формах она существует? В популярной

литературе говорится о том, что существует конкретная, относительная, абсолютная

истины. Создается впечатление, что это самостоятельные и различные формы истины.

Но более целесообразно рассматривать их как различные аспекты истинности знания.

Тогда объективность знания можно понимать как такое содержание человеческих

представлений и понятий, которое детерминируется внешним миром. Объективность

знаний доказывается уже тем, что человек на их основе способен приспособиться к

окружающей его среде и даже преобразовывать ее в своих целях. Объективность

знаний служит и основой преемственности в их развитии. Наконец, объективность

знания проявляется и в его детерминированности определенным уровнем развития

социальной практики.

Однако истина не только объективна, но и субъективна. Характер и форма

полученного знания неизбежно испытывают влияние психологических особенностей

познающего человека, уровня его теоретического развития, степени

заинтересованности в результатах познания

В гносеологии рассматривается также взаимосвязь абсолютной и относительной

истины.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику

познания в его движении к истине, в движении от незнания к знанию, от знания

менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это

бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не

может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс.

Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения

независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному,

исчерпывающему отражению этого же объекта.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине

абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и

каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины

абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни

от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не

дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной,

она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на

пути к ней.

И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для

определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в

свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может,

он зависит от условий. Истина конкретна. Та истина, что вода кипит при 1ОО

градусах цельсия, сохраняет свое значение лишь при строго определенных условиях.

Положение о конкретности истины, с одной стороны, направлено против догматизма,

игнорирующего перемены, происходящие в жизни, а с другой стороны - против

релятивизма, отрицающего объективную истину, что ведет к агностицизму.