SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

38 Понятие свободы


Свобода - возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли.

Воля по своей сущности всегда свободная воля.

Проблема свободы в истории философии усложнялась тем, что многие мыслители

пытались вывести из сущности свободы долг человека, стремились или вообще не

употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определенным

образом. Но долг никогда не может вытекать из самой свободы, а только из

этических соображений. Будучи не ограниченной по своей сущности, свобода как раз

должна предполагать этику, чтобы сделать людей неограниченно ответственными за

все то, что они делают и позволяют делать другим; Доказательство реальности

свободы как таковой проводится онтологией в учении о слоях, в психологии -

анализом оскорбительной для нормального человека характеристики его как

«невменяемого», т. е. как такого человека, который не может отвечать за

последствия своих действий, т.к. он несвободен.

В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно

вытесняет понятие свободы от препятствий. В древней философии (у Сократа и

Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от

политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого

существования. В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие

церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и

требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период

под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой

личности. Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у

либерализма и философии естественного права, сдерживаемое все углубляющимся

научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и

закономерности. В немецкой религии и философии ставится вопрос о свободе как

вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и ее развития.

Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от

побуждений и среды, причем основную роль в его среде играют экономические

отношения и классовая борьба. Согласно экзистенциализму Хайдеггера, основным

состоянием бытия является страх - страх перед возможностью небытия, страх,

который освобождает человека от всех условностей действительности и, т.о.,

позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто,

выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя

самого, т.е. выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование.

Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в

выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего. Свободное бытие

означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает

достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным

жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно

экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек

не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее

проявлений. Человек, т. к. он свободен, может проецировать себя на свободно

выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием

возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и

организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он

сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет

оснований для оправдания.