SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

40 Нравственное сознание


Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным

регулятивным принципам, что изучается этикой - учением о морали. Нравственность

- это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная

форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы

и оценки человеческих поступков.

Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким

образом, нравственность - это и определенная сторона объективных отношений

людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о

нравственных представлениях, понятиях. Нравственное сознание обладает сложной

структурой, элементами которой являются нравственные категории, нравственные

чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении

нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.

Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство

ответственности перед окружающими и самим собой. Правила, которыми люди

руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они

формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как

должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в

виде одобрения или осуждения. Правильной мерой требования или воздаяния является

справедливость: справедливо наказание преступника; несправедливо требовать от

человека больше, чем он может дать; нет справедливости вне равенства людей перед

законом.

Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает

возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и

ответственности за содеянное.

В нравственности, как и во всех других областях познания, в общем наблюдается

некоторый исторический прогресс. В то же время есть и относительно незыблемые

нравственные императивы - так называемые общечеловеческие нормы нравственности.

Это один из самых устойчивых ориентиров в человеческом обществе.

Исходными категориями нравственности являются добро и зло. Добро - это

нравственное выражения того, что способствует счастью людей. Отрицательные

явления в общественной и личной жизни людей, силы торможения и разрушения

именуются злом. Злая воля стремится к тому, что противоречит интересам общества

и человека.

Всюду, где человек связан с другими людьми определенными отношениями, возникают

взаимные обязанности. Социальные обязанности, налагаемые на каждого члена

общества, принимают форму нравственного долга. Добродетель есть, по И. Канту,

моральная твердость воли человека в соблюдении им долга.

Совесть являет собой способность личности осуществлять моральный самоконтроль.

Она "вынуждает" самостоятельно ставить перед собой нравственно санкционированные

цели, осуществлять самооценку совершаемых поступков, испытывать чувство личной

ответственности за свои действия.

Говоря о совести, мы имеем в виду и силу положительного зова души, и ее укоры за

"не то" и "не так" содеянное. Между должным и внутренними мотивами поступков

людей имеют место острые коллизии. Их разрешает внутренний суд - суд совести.

Механизм совести устраняет раздвоенность человека. Нельзя все правильно

понимать, но неправедно поступать. С совестью нельзя играть в прятки. Никакие

сделки с ней невозможны.

В системе нравственных категорий важное место принадлежит достоинству личности,

т.е. осознанию ею своего общественного значения и права на общественное уважение

и самоуважение.

Каково требование религиозной нравственности? Оно таково: "имей в себе Бога" и

"относись ко всему по-Божьи".

В заключение еще раз приведу знаменитые слова И. Канта: "Две вещи наполняют душу

всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и

продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный

закон во мне".