SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Развитие религиозных представлений греков и их отражение в мифологии

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления. Одна из первых форм религии - фетишизм, то есть обожествление предметов мертвой природы, которые считались обиталищем доброго или злого духа. Греческий крестьянин, проходя мимо камня на перекрестке дорог, опускался перед ним на колени и поливал его оливковым маслом. Метеориты падали с неба, поэтому им приписывали божественную силу. Считалось, что умалишенный, сев на такой камень, обретал рассудок, а преступник очищался от вины. Самым обыкновенным, необработанным обломкам скал нередко давали имя бога и хранили их в храмах. Поэтому почести воздавались древесным стволам и грубо отесанным чурбанам. Очень старые или красивые деревья часто становились всеобщей святыней, как известный дуб в Долоне – обиталище и в некотором смысле воплощение самого Зевса. Антропоморфизм — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий. Анимизм — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Тотемизм – это система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом – мифическим первопредком, чаще всего каким-нибудь животным или растением. Древний человек не только не считал животных низшими существами, но зачастую ставил их выше себя, восхищаясь их силой и храбростью или хитростью. В Фивах особенно почиталась ласка, в Фессалии — муравей, на острове Самос — овца, в Дельфах — волк. Богам придавали облик животных. Дионис был быком, а все божества земли изображались в виде змей. По мере развития цивилизации боги все более теряли черты животных, сохраняя лишь некоторые их признаки. Речные божества, которых первоначально изображали в виде быков, сохранили рога на человеческой голове. Сатиры из настоящих козлов превратились в юношей с острыми ушками и маленьким, как бы остаточным, хвостиком. Чаще всего животное, которое некогда было воплощением самого бога, оставалось при нем как неизменный атрибут: Сова — при Афине, змея — у ног Асклепия. Грек ощущал вокруг себя многогранную и могучую жизнь таинственных сил. Деревья растут как бы чудом, и тихий шелест листьев — их речь; огонь рождается, пожирает свою пищу и умирает; со зловещим воем проносится ветер над горами. Отовсюду появляются неясные фигуры, перед которыми человек склоняется и трепещет. Желая получше узнать их, завязать с ними дружеские отношения, он наделяет их именами и в конце концов окружает себя множеством богов. Из культа мертвых развился культ героев. Героем становился после смерти человек выдающийся, заслуживший особую благодарность соотечественников. Героями были прежде всего основатели родов, поселений, колоний, затем законодатели, выдающиеся воины, жрецы, пророки, великие поэты, наконец, те, кто своими изобретениями улучшил условия человеческой жизни.