SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Воспитание в первобытном обществе


На самой ранней ступени развития общества, в период пер¬вобытнообщинного строя,

условия жизни были очень тяжелыми, и чтобы выжить, людям нужно было держаться

всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом обществе было кол-

лективным, не существовало социального неравенства и клас¬сов, люди жили в общих

жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду.

В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в

доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании

средств пропитания — собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их

участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под

их руководством дети и подростки при¬обретали необходимые жизненные и трудовые

умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и

девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их

учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам

готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за

животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам.

Дети являлись непременными участниками общинных праздни¬ков, включавших в себя

обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала

старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами,

традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспиты¬вать у младших

почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей

занимало устное на¬родное творчество: предания, песни и др.

Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная

подготовка под руководством са¬мых авторитетных и мудрых людей. Она

заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых про-

верялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрос¬лого члена родового

общества.



Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность

первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Применение

примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное

изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений

и опыта подрастающим поколениям. Сначала это происходило в процессе трудовой

деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание

становится особой сферой деятельности и сознания человека.В первобытном обществе

ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в

делах взрослых, в повседневном общении с ними. Мальчики участвовали вместе со

взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под

руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу,делали посуду и

одежду.На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для

жизни и воспитания подрастающих людей—дома молодежи, отдельные для мальчиков и

девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду,

«посвящениям».На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство,

земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением

трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более

многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными,

земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном

воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее

опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они

знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали

письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество

играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт

характера.

В результате дальнейшего развития появились зачатки военного воспитания:

мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В

возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки,

усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально

выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков

знаний, а с появлением письменности и письму.В условиях родового строя

воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.С

появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило

разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним

из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к

ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Дети являлись

непременными участниками общинных праздни¬ков, включавших в себя обрядовые игры,

пляски, пение, жертво-приношения. Родовая община поручала старшим, умудренным

опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, тра¬дициями и историей

рода, с религиозными верованиями, воспиты¬вать у младших почитание старших и

умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное

на¬родное творчество: предания, песни и др.Переходу юношей и девушек в

полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством

са¬мых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась пос¬вящением, состоявшим

из публичных испытаний, в которых про-верялась готовность молодежи к выполнению

обязанностей взрос¬лого члена родового общества.





# Педагогическая мысль в Древней Греции



Педагогическая мысль. В публичных выступлениях и трудах древнегреческих ученых и

философов Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита содержатся ценные мысли о

воспитании и обучении.

Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а

познание самого себя, совершенствование нравственности.

Воспитание, по мнению Платона, д. б. организовано государством и соответствовать

интересам господствующих групп — философов и воинов. В своей пед. системе Платон

стремился объединить в единую систему удовлетворявшие его идеям черты

спартанского и афинского воспитания.Игре как средству воспитания малолетних

детей Платон придавал большое значение.Все воспитание в системе Платона

построено на глубоком презрении к физ. труду. Дети рабов к образованию не

допускаются.Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о

последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требование о

воспитании через положительный пример и др.

По Аристотелю, существуют 3 вида души: растительная; животная; разумная. 3 видам

души, по Аристотелю, соответствуют 3 стороны воспитания: физическое,

нравственное и умственное. Цель воспитания, по его мнению, состоит в развитии

высших сторон души — разумной и волевой.

Вершиной древнегреческой философии являются взгляды Демокрита. Он много внимания

уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к

подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх. Одним из первых Демокрит

выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. Демокрит подчеркивал огромную

роль труда в воспитании. Он предостерегал от дурного примера и считал очень

важным упражнения в нравственных поступках. Демокрит будил критическое отношение

к рабовладельческим устоям, звал к настоящему познанию природы, к соединению

воспитания с трудом.