SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Основные понятия древнегреческой педагогики: на материале учений Платона и


Аристотеля

Педагогика развивалась как часть единой тогда науки — философии и занимала

видное место в учениях античных мыс¬лителей: Платона, Демокрита, Аристотеля и

др.

Педагогические идеи Платона. Древнегреческий философ-идеалист, идеолог

рабовладельческой аристократии, Платон ро¬дился в знатной аристократической

семье и получил блестящее для того времени образование. Автор многочисленных

сочинений, Платон во многих из них говорил о воспитании. Свою систему взглядов

на организацию вос¬питания он изложил в трактатах «Государство» и «Законы». Эти

взгляды составляют органическую часть социальных воз¬зрений Платона и подчинены

общим задачам укрепления ра¬бовладельческого аристократического государства и

формирова¬ния рабовладельца. Воспитание, по мнению Платона, обозначает

воздействие взрослых на детей, формирование в детях нравственности и

добродетели. В понятие «учение» он включал приобретение знаний посредством

изучения наук, а главное свойство науки, по Пла¬тону, состоит в том, что она

«будит душу пользоваться мыш¬лением для истины». Платон считал, что внутренней

основой воспитания маленьких детей являются эмоции. Он утверждал, что первые

детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окраши¬вают детские

представления о добродетели и благе. Особое значение как средству воспитания он

придавал играм, а также чтению и рассказыванию детям литературных произ¬ведений,

мифов. При этом он считал необходимым установить законодательно, что именно

нужно читать и рассказывать ма¬леньким детям.

Платон также требовал, чтобы взрослые следили за детскими играми: дети должны

строго выполнять правила игры, не вносить в них каких-либо новшеств; иначе,

приучившись к этому в игре, они захотят внести изменения и в законы

рабовладельческого государства, а этого допустить нельзя. Платон считал в то же

время, что «все науки надо преподавать детям не насильно, а играючи», ибо

«свободный человек никакой науке не должен учиться рабски». Большое место в

воспитании он отводил песням и танцам.

В «Государстве» Платон выдвинул идею общественного воспи¬тания детей с самого

младшего возраста и предложил определен¬ную систему се организации. С 3 до 6 лет

всех детей всех жителей города или поселка нужно собирать в особых местах для

игр. При этом специально назначенные стражами закона женщины должны следить за

порядком и руководить играми. С 6 до 12 лет дети в государственной школе учатся

читать, писать, счи¬тать, а также петь и играть на музыкальных инструментах. С

12 до 16 лет они посещают палестру, где главное внимание уделяется

разностороннему физическому воспитанию. С 16 лет юноши изу¬чают арифметику,

геометрию, астрономию, преимущественно с практическими целями (предвоенная

подготовка). С 18 до 20 лет они в эфсбии получают специальную военно-физическую

под¬готовку. На этом этапе заканчивается образование тех, кто по своим

возможностям должен остаться в разряде воинов, ремес¬ленников, земледельцев и

купцов. Только лица, у которых разум¬ная часть души, до 30 лет изучают

философию, развивают отвле¬ченное мышление, изучая в этих целях геометрию,

арифметику, астрономию, теорию музыки, и готовятся к государственной

дея¬тельности. Выделившиеся в этой группе самые сильные в интел-лектуальном

отношении продолжают свои занятия и, овладев фи¬лософией, становятся правителями

государства. Как видим, Платон заботился, прежде всего, о правильном, с его

точки зрения, воспитании и образовании детей рабовладельцев и свободных граждан.

Воспитание должно подготовить их к выполнению определенных социальных функций и

к управлению государством. Необходимо отметить, что Платон впервые рассматривал

во¬просы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для

дальнейшего развития теории дошкольного воспитания.

Педагогическая теория Аристотеля. Будучи учеником Платона, Аристотель рано,

однако, разошелся во взглядах со своим учи¬телем, не принял его учения о

разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного

идеализма, он разработал ряд материалистических положений. Соответственно трем

сторонам души, каждая из которых тре¬бует особого воздействия, Аристотель

выделил три стороны вос-питания — физическое, нравственное и умственное,

составляющие одно целое. Аристотель видел цель воспитания в гармоническом

развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важ¬ным считал

развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым

следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное

воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираясь на принятое

в народе деление времени соответственно лунному календарю -«по седьмицам», он

разделил время воспитании, определив его в 21 год, на три периода: от рождения

до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста,

определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была пер¬вая

в истории педагогической мысли возрастная периодизации. Большое внимание

Аристотель уделял воспитанию в дошколь¬ном возрасте. «Ко всему, к чему можно

приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок»,— говорил он,

причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя своему

принципу приридосообразности, Аристотель да: общую характеристику дошкольного

возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому

надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких -питание,

движение, закаливание. Дети должны заниматься подхо¬дящими их возрасту играми,

им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей

следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.

В 7 лет мальчики переходят в государственные школы (женщи¬нам, считал философ,

не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что

школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание

граждан — забота государственная: «Не следует... думать, будто каждый гражданин

— сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из

них является частицей госу¬дарства. А забота о каждой частице, естественно,

должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом» '. В школах дети

прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом

воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию

и музыке. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию,

мате¬матику» астрономию. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как

средству воспитания и эстетического и нравствен¬ного. Нравственное воспитание

детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках —

частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а,

наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными.