SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Древнерусская педагогика


Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя,

воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали

навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость;

вы-носливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существо¬вал обычаи вручения

отцом лука и стрелы сыну, когда последний становился совершеннолетним. В семье и

родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их к

выполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам

общины, почитанию предков, большую роль в моральном воспитании детей .играло у

нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины. Передаваемые

устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизнен¬ными явлениями

давали им представления о семейных и об¬щественных отношений. Сказки, былины

прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе

отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям.

В IX в. на территории Восточной Европы, возникло мощное Киевское государство,

оформился феодальный строй. Введенная в конце X века князьями официальная

государственная религия,— христианство—способствовала этому.

Князья и церковь стали распространять в народе переводные сборники поучений, в

которых имелись статьи и изречения педагогического характера, взятые из

различных религиозных источников. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство

страха перед богом, беспрекословное повиновение воле старших духовенства и

правителей. Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет

религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов.

Утверждая, как и католическая религия, что природа человека греховна, право

славная религия рекомендовала также в качестве одной из мер воспитательного

воздействия физические наказания, которые яко¬бы должны были искоренять в детях

злое начало. Православное вероучение, как и католическое, оправдывало

эксплуатацию бед¬ных богатыми, угнетение народа князьями и их приближенными. Но

в народе новая христианская идеология часто переплеталась с прежним

мировоззрением, отражающим отношения, сложивши¬еся в бесклассовом, родовом

обществе И воспитание детей в широких массах населения также велось средствами,

исстари сложившимися в условиях патриархально-родового быта древних славян, лишь

отчасти на практику воспитания оказали влияние христианские представления о

сущности и содержании процесса воспитания. В XI в. в Киевской Руси были открыты

государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинни¬ков,

бояр, «княжих мужей». Князья и церковь создавали также школы, которые готовили

священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и

переходили в христианскую веру, организовывала обучение грамоте в монасты¬рях и

на дому у священников. Учебными книгами служили: азбука, часослов и псалтырь.

Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов, совершаемых

верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различные религиозные

песнопения — псалмы. Детей учили чтению, письму, пению.

Грамотность высоко ценилась на Руси. Все герои русских былин, богатыри

изображались грамотными людьми. 6 былине о буйном молодце Василии Буслаеве

рассказывается, как мать «дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла,

посадила она пером писать, письмо Василию в наук пошло; отдала она петью учить —

петье Василию в наук пошло».

Русские княжества в XIII в. попали более чем на два столетия в тяжелую

зависимость от монголо-татарских ханов. Завоеватели разоряли и уничтожали

древнерусские города, что повлекло за собой гибель библиотек, школ, книг,

множества куль¬турных ценностей. Однако, как показали археологические раскопки,

даже в это тяжелое время русская культура продолжала развиваться, широко была

распространена грамотность среди населения, особенно в северных княжествах,

которые или не подвергались нашествию, или не были сильно разорены, например: в

Новгород¬ской земле, в Тверском и Владимирском княжествах, в начавшем крепнуть

и возвышаться Московском княжестве.

Распространением грамотности в народе занимались люди, которых называли

«мастерами грамоты». Обычно это были дьячки или «мирские» люди, для которых дело

обучения грамоте стало их основной профессией. Обычно «мастера грамоты» по дого-

воренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себя дома

или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколько детей, и

таким образом со¬здавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову,

псалтыри, использовали и произведения устного народного твор¬чества.

В отличив от школ Западной Европы, где все обучение велось на латинском языке,

на Руси обучение грамоте происхо¬дило на церковнославянском языке, более близком

к разговор¬ной речи учащихся.

Политическое объединение русских княжеств вокруг Москвы, образование единого

Русского централизованного государства способствовало усилению роста товарно-

денежных отношений и городов, развитию на Руси ремесел и промыслов, культуры и

просвещения. В- XVI в. в Москве возникло книгопечатание, печатали многие книги,

в том .числе и учебные; открывались школы.