SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Теория свободного воспитания К.Н. Вентцеля


После революции 1905—1907 гг. широкое распространение получила среди педагогов

теория «свободного воспитания», идеи которой наиболее ярко выразил Константин

Николаевич Вентцель (1857—1947). Его сочинения «Освобождение ребен-ка», «Новые

пути воспитания и образования детей, «Этика и педагогика творческой личности»

насыщены острой критикой старой школы, свидетельствуют о большой любви к детям,

стремлении развить их творчество исканием новых путей вос¬питания. В этом

положительное значение выступлений К. Н. Вентцеля в тот период.

Но, критикуя старую школу, возмущаясь школьной политикой самодержавия, Вентцель,

как и другие сторонники теории «свободного воспитания», не мог, однако,

противопоставить ей положительный- идеал новой школы.

Идеи «свободного воспитания» в целом явились отражением в педагогике тех

упадочнических и нередко религиозных настроений, которые после поражения

революции 1905 г. были характерны для некоторой части мелкобуржуазной интелли-

генции, отшатнувшейся от революционной борьбы и пропо¬ведовавшей идеи

примирения- классов. Например, Вентцель говорил, что следует создать новую

религию, добиться гармо¬нической жизни, но не революционным, а мирным путем.

Большую роль он отводил новым школам, в которых «в единении» будут воспитываться

дети капиталистов и пролетариев, санов¬ников и швейцаров. Благодаря этому будто

бы прекратится борьба и наступит сотрудничество классов.

Вентцель взамен старой школы предлагал создать «дома свободного ребенка», где бы

не было учебного плана, про¬грамм, "классно-урочной системы. Эти «дома» могли бы

посе¬щать дети от 3 до 13 лет, они могли бы в зависимости от возраста и своих

интересов свободно объединяться в подвижные группы, чтобы поиграть, порезвиться,

заняться каким-либо про¬изводительным трудом, побеседовать со взрослыми и таким

путем приобрести некоторые знания и навыки. Систематического учения здесь не

предполагалось центром занятий должны быть мастерские. Вместо постоянных

учителей заниматься с детьми должны родители. Дети и родители составят

своеоб¬разную общину.

Протестуя против старой школы, Вентцель, таким образом, отрицал вообще

необходимость школы как центра органи¬зованного воспитания детей. Он искренне,

стремился развить творчество и инициативу воспитанников, но при этом

идеали¬зировал детей, переоценивал их опыт. .

Теория «свободного, воспитания», благодаря тому что в ней содержался протест

против реакционной школьной поли¬тики царизма, сыграла некоторую положительную

роль, но принципиально неверным в этой теории было: проповедь со¬трудничества

классов, отрицание необходимости революционной борьбы за новый общественный

строй, крайняя идеализация детей и отрицание права взрослых руководить их

воспитанием, обеспечивая осуществление идейно-политических целей и задач.

Единомышленники Вентцеля не связывали реформы воспитания и строительство

«свободной школы» с коренным преобразо¬ванием общественного строя в России, с

победой рабочего класса.

К. Н. Вентцель считал, что «дома свободного ребенка» могут облегчить переход от

старого социального строя, капиталисти¬ческого хозяйства и наемного труда к

новому социальному строю на основе свободного труда, при котором никто не будет

эксплуатировать другого. «Дома свободного ребенка», по мнению Вентцеля; «могли

бы содействовать более мирному, менее кровавому и менее насильственному

разрешению социального вопроса». .

Содержание воспитательной работы в «доме свободного ребенка» должно было

строиться на принципе удовлетворения индивидуальных текущих интересов и запросов

детей. Вентцель считал, что каждый ребенок имеет свою субъективную про¬грамму

образования и выбирает из сокровищницы знаний те, которые ему нужны для жизни.

«И размер всего этого,— писал Вентцель,— будет определяться как природными даро-

ваниями, так и наклонностями, вкусами и интересами каждого ребенка». Он ратовал

за крайнюю индивидуализацию обу¬чения.

В своей книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н.

Вентцель разработал- основы «свободного воспитания» детей дошкольного возраста.

Он предлагал создать наряду с «домом свободного ребенка» дошкольное учреждение,

названное им «идеальный детский сад».

Этот детский сад, по его мнению, тоже педагогическая община, в которой

воспитатель и дети — «две равноправные единицы». Он должен быть, по замыслу

Вентцеля. «маленькой хозяйственной единицей, трудовой ассоциацией, в

строительстве и жизни которой дети принимают самое активное участие» (труд по

самообслуживанию, изготовление пособий и игрушек, уход за растениями, животными,

сельскохозяйственный труд и т. п.). Детский сад .должен «стать местом счастья,

радости и свободы», местом удовлетворения всех общественных, научных,

эстетических, нравственных и прочих запросов ребенка, «местом цельной и

гармонической жизни ребенка». Здесь, как и в «доме свободного ребенка», не

должно быть про¬грамм, планов, расписания, а следует проводить план жизни самих

детей, т. е. эпизодические занятия по замыслу и сво¬бодному выбору детей. И

воспитатель детского сада, и дети — все должны быть творцами; в занятия?!

воспитателя с детьми должна преобладать педагогическая импровизация творче¬ство,

без всякой предварительной подготовки.

В «идеальном детском саду» воспитатели должны смотреть на ребенка как на

«маленького художника, которому надо только помогать _ совершенствоваться и

находить самостоятельно все более и более лучшие формы для воплощения красоты»

Из пластических искусств дети в детском саду Вентцеля должны были рисовать,

заниматься скульптурой (лепкой, формовкой из гипса), аппликацией,

металлопластикой. На этих занятиях им следовало предоставлять свободный выбор

тем для работ, по возможности широкий и разнообразный. Игры в детском саду,

считал Вентцель, тоже должны быть творческими, свободными будучи «методом

освобождения творческих сил», они изобре-таются самими детьми.

Практика работы этого детского сада, строившаяся вначале на основе теории

«свободного воспитания», из года в год изменялась и все более удалялась от

установок этой невер¬ной теорий свободного воспитания.