SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Воспитание в первобытном обществе На самой ранней ступени развития общества, в период пер¬вобытнообщинного строя, условия жизни были очень тяжелыми, и чтобы выжить, людям нужно было держаться всем вместе, трудиться только коллективно. Все в этом обществе было кол- лективным, не существовало социального неравенства и клас¬сов, люди жили в общих жилищах и сообща воспитывали детей, которые принадлежали всему роду. В бесклассовом обществе всех детей воспитывали одинаково, рано вовлекая их в доступную для них деятельность. С малых лет они принимали участие в добывании средств пропитания — собирали съедобные растения, плоды. С возрастом степень их участия в совместном труде со взрослыми увеличивалась. Вместе со старшими и под их руководством дети и подростки при¬обретали необходимые жизненные и трудовые умения и навыки. Было естественным некоторое различие в воспитании мальчиков и девочек. Мальчики участвовали вместе с мужчинами в охоте и рыбной ловле, их учили бороться, стрелять из лука, ездить верхом; девочки помогали женщинам готовить пищу, делать одежду, посуду. Всех детей приучали ухаживать за животными, заниматься земледелием; с развитием ремесел обучали их ремеслам. Дети являлись непременными участниками общинных праздни¬ков, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертвоприношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, традициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспиты¬вать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное на¬родное творчество: предания, песни и др. Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством са¬мых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась посвящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых про- верялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрос¬лого члена родового общества. Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Применение примитивных орудий труда и все расширяющееся и усложняющееся сознательное изготовление их повлекли за собой необходимость передачи трудовых знаний, умений и опыта подрастающим поколениям. Сначала это происходило в процессе трудовой деятельности, всей бытовой и общественной жизни. В дальнейшем воспитание становится особой сферой деятельности и сознания человека.В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности, участия в делах взрослых, в повседневном общении с ними. Мальчики участвовали вместе со взрослыми мужчинами в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу,делали посуду и одежду.На последних этапах развития матриархата появились первые учреждения для жизни и воспитания подрастающих людей—дома молодежи, отдельные для мальчиков и девочек, где под руководством старейшин рода они готовились к жизни, труду, «посвящениям».На стадии патриархальной родовой общины появились скотоводство, земледелие, ремесло. В связи с развитием производительных сил и расширением трудового опыта людей усложнялось и воспитание, которое приобрело более многосторонний и планомерный характер. Дети приучались к уходу за животными, земледелию, ремеслу. Когда возникла необходимость в более организованном воспитании, родовая община поручала воспитание подрастающего поколения наиболее опытным людям. Наряду с вооружением детей трудовыми умениями и навыками они знакомили их с правилами зародившегося религиозного культа, преданиями, обучали письму. Сказания, игры и танцы, музыка и песни, все народное устное творчество играло огромную роль в воспитании нравов, поведения, определенных черт характера. В результате дальнейшего развития появились зачатки военного воспитания: мальчики учились стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом и т. д. В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделились вожаки, усложнилась программа «посвящений», к которым готовили молодежь специально выделенные старейшины рода. Стало уделяться больше внимания усвоению начатков знаний, а с появлением письменности и письму.В условиях родового строя воспитание начало выделяться как особая форма общественной деятельности.С появлением частной собственности, рабства и моногамной семьи наступило разложение первобытного общества. Возник индивидуальный брак. Семья стала одним из важнейших общественных явлений, основной экономической ячейкой общества, к ней перешли от родовой общины функции воспитания детей. Дети являлись непременными участниками общинных праздни¬ков, включавших в себя обрядовые игры, пляски, пение, жертво-приношения. Родовая община поручала старшим, умудренным опытом людям знакомить молодое поколение с обрядами, тра¬дициями и историей рода, с религиозными верованиями, воспиты¬вать у младших почитание старших и умерших. Большое место в воспитании нравов и поведения детей занимало устное на¬родное творчество: предания, песни и др.Переходу юношей и девушек в полноправные члены рода предшествовала специальная подготовка под руководством са¬мых авторитетных и мудрых людей. Она заканчивалась пос¬вящением, состоявшим из публичных испытаний, в которых про-верялась готовность молодежи к выполнению обязанностей взрос¬лого члена родового общества. # Педагогическая мысль в Древней Греции Педагогическая мысль. В публичных выступлениях и трудах древнегреческих ученых и философов Сократа, Платона, Аристотеля и Демокрита содержатся ценные мысли о воспитании и обучении. Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. Воспитание, по мнению Платона, д. б. организовано государством и соответствовать интересам господствующих групп — философов и воинов. В своей пед. системе Платон стремился объединить в единую систему удовлетворявшие его идеям черты спартанского и афинского воспитания.Игре как средству воспитания малолетних детей Платон придавал большое значение.Все воспитание в системе Платона построено на глубоком презрении к физ. труду. Дети рабов к образованию не допускаются.Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требование о воспитании через положительный пример и др. По Аристотелю, существуют 3 вида души: растительная; животная; разумная. 3 видам души, по Аристотелю, соответствуют 3 стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания, по его мнению, состоит в развитии высших сторон души — разумной и волевой. Вершиной древнегреческой философии являются взгляды Демокрита. Он много внимания уделяет в своих трудах вопросам воспитания, обращается к законам природы, к подлинному знанию, которое разрушает суеверие и страх. Одним из первых Демокрит выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. Демокрит подчеркивал огромную роль труда в воспитании. Он предостерегал от дурного примера и считал очень важным упражнения в нравственных поступках. Демокрит будил критическое отношение к рабовладельческим устоям, звал к настоящему познанию природы, к соединению воспитания с трудом. |