SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Основные формы средневекового воспитания


Разложение и упадок рабовладельческого строя привели к замене его новым,

феодальным. И хотя он был, несомненно, более прогрессивным, чем предшествовавший

ему рабовладельческий (ведь основная производительная сила — крестьянин имел

хозяй-ство и потому проявлял некоторую заинтересованность в труде в отличие от

раба), однако в основе феодального строя также ле¬жала частная собственность

феодалов, светских и духовенства, на землю, сопровождавшаяся жесткой

эксплуатацией работавших на ней подвластных землевладельцам крестьян. Крупной

полити¬ческой силой и идеологическим оплотом феодального строя была католическая

церковь. Она играла большую роль в жизни средне¬векового западноевропейского

общества. Церковь оправдывала эксплуатацию народных масс. Используя учение о

прирожденной греховности человека, она призывала к аскетизму, умерщвлению плоти

для спасения души в будущей загробной жизни и тем воспитывала у людей

долготерпение и смирение, покорность фео¬далам, учила, что жизнь на земле —

подготовка к загробному миру, в котором все будут вознаграждены за перенесенные

па земле страдания. Это отвлекало угнетенных от борьбы с насилием и

эксплуатацией.

Католическое духовенство крайне враждебно относилось к ан¬тичной культуре:

науке, искусству, школе; оно пропагандировало взгляд на ребенка как на существо,

от рождения причастное к «первородному греху», который следует побеждать путем

воспи-тания «в страхе божьем».

При монастырях существовали монастырские школы, при церквях — приходские школы.

Прежде всего они готовили духовных лиц для занятия низших церковных должностей,

но с течением времени в этих школах стали также учиться и те, кто не собирался

быть служителем церкви. Учителя — монахи или священники — воспитывали учащихся

мальчиков в духе христианской религии и нравственности, учили их читать и писать

на чуждом для них латинском языке, на котором велось католическое богослужение,

Дети зазубривали молитвы, учились церковному пению, счету. Обучение латинской

грамоте в средневековой школе велось буквослагательным методом, рассчитанным

исключительно на меха¬ническое запоминание, часто даже без понимания того, что

заучи¬вается. Процесс обучения был крайне трудным и длительным. За

неуспеваемость и малейшее нарушение дисциплины учеников под¬вергали тяжелым

физическим наказаниям.

При соборах, при кафедре епископа, были кафедральные, или соборные школы,

которые посещали, как правило, дети дворян и именитых граждан. Постепенно эти

школы стали давать учащим¬ся повышенное образование. Содержание его составляло

богосло¬вие и так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика,

диалектика (начатки религиозной философии), арифме¬тика, геометрия, астрономия,

музыка. В соборных школах в основ¬ном готовилось высшее духовенство.

Светские феодалы (рыцари) получали иное воспитание и об¬разование, заключавшееся

в овладении семью «рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом, плавать,

фехтовать, владеть мечом, щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и

петь стихи в честь своего сюзерена и дамы сердца. Уметь читать и писать было

необязательно. Необходимые знания будущий рыцарь приобретал при дворе сюзерена,

где с 7 до 14 лет был пажом при жене феодала, а затем с 14 лет до 21 года

оруже¬носцем своего господина, сопровождал его в военных походах и на охоте. На

21-м году жизни юношу посвящали в рыцари, что сопровождалось особой

торжественной церемонией.

Дочери феодалов получали образование дома и в женских мо¬настырях, где их

воспитывали в религиозном духе, обучали чтению, письму и рукоделию.

К XII—XIII вв. развитие ремесел, торговли и рост городов в Западной Европе

способствовали возникновению городской, преи¬мущественно светской, культуры.

Горожане, боровшиеся с фео¬дальным гнетом, выступали и против католической

церкви. В го¬родах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы

— гильдейские школы. В этих школах, созданных город¬ским населением, а не

церковью, основное внимание уделялось счету, чтению и письму на родном языке.

Религия не занимала в них господствующего положения. Цеховые и гильдейские

школы, которые впоследствии стали городскими начальными школами, содержавшимися

магистратами, нарушали монополию церкви в области обучения.