SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ




МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБРАЗВОАНИЯ, ОРИЕНТИРВОАННОГО НА ЧЕЛОВЕКА

(Е.В.Бондаревская)

Философские основания: Концепция человека (Н.А.Бердяев, Н.О. Лосский,

П.А.Флоренский

Диалоговая концепция культуры М.М.Бахтин – В.С.Библер

Культурологическая концепция Е.В.Бонаревская

Компоненты культурологического подхода в образовании:

o отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному

саморазвитию и самоизменению (свободная, целостная личность, способная по мере

своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению

в мире культуры и творческой самореализации; свободная активная

индивидуальность, способная к личностной самодететрминации в общении и

сотрудничестве с другими людьми, самими собой и культурой));

o отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой,

способному вести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее

индивидуальном самоопределении в мире культурный ценностей;

o отношение к образованию как к культурному процессу, движущими силами

которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в

достижении целей их культурного саморазвития;

o отношение к школе как целостному культурно-образовательному

пространству, где живут и воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых,

происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание

человека культуры.

Принцип культуросообразного образования определяет отношение между образованием

и культурой как средой, растящей и питающей личность (П.Флоренский), а также

отношение между воспитанием и ребенком как человеком культуры. Образование –

есть история становления личностного образа человека.

Образование – культуросообразный процесс (С.И.Гессен).

Цели образования совпадают с целями культуры, которая включает три слоя жизни

современного человека:

- образованность (овладение ценностями науки, искусства, нравственности,

религии);

- гражданственность (ценность права государственности);

- цивилизация (хозяйство и техника).

Задачи образования:

– приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности,

права, хозяйства, превращение природного человека в культурного;

- развитие культурных потребностей ребенка (культура жизненного самоопределения

как базовый элемент культуры)

Принцип культуросообразности предписывает создание в образовательном

пространстве различных сред, которые в совокупности составляют единое культурно-

образовательное пространство школы, где осуществляется развитие ребенка,

приобретение им опыта культурного поведения и оказания ему помощи в культурной

самоидентификации и самореализации своих творческих задатков и способностей.

Культурные функции ЛОО

 Гуманитарная – сохранение и восстановление экологии человека, его

телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности,

нравственности (основа – механизмы понимания, взаимопонимания, общения,

сотрудничества, диалога); Защита и педагогическая поддержка каждой детской

индивидуальности, выявление и совместное с ребенком решение его жизненных

проблем средствами образования.

 Культуросозидательная - сохранение, передача, воспроизводство и

развитие культуры средствами образования. Т.Е. отбор культуросообразного

содержания и воссоздание в образовательных структрах культурных образцов и норм,

проектирующих зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства

общественной жизни людей.!!! Интеграция образования в культуру и наоборот,

культуры – в образование.

 Социализация - обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом

социального опыта. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и

общения в определенной культурной среде. Е продуктами выступают личностные

смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальная позиция,

самосознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и др. компоненты

индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет

для себя из социально опыта и сколько берет и как психика ее эти приобретения

качественно перерабатывает, какое придает значение. Образование должно заложить

в личности механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания,

сохранения своей индивидуальности.



Собственно принцип культуросообразности воспита¬ния был сформулирован Ф.А.

Дистервегом. Он обращал внимание на необходимость учета в воспитании усло¬вия

места и времени, в которых человек родился и в которых ему предстоит жить.

Человек - продукт своего времени и его культуры. Человек как социаль¬ное

существо развивается и формируется для жизни и самореализации в конкретных

условиях среды жизне-деятельности - в конкретной культуре. С культурой че¬ловек

усваивает тот менталитет, который характерен для среды его жизнедеятельности.

Ядро содержания воспитания – универсальные общечеловеческие, общенациональные и

религиозные ценности культуры.

Основные требования принципа:

- приобщать ребенка с самого раннего детства к на¬циональной (народной)

культуре;

- наполнять всю воспитательную деятельность свое¬образием народного воспитания,

используя возможности народной мудрости (языка, традиций, обычаев и пр.);

- начинать социальное воспитание с родного языка, активно используя народные

песни, сказания, ли¬тературу и искусство. Культуры и языки других народов

изучаются на фоне родного языка и культуры;

- активно использовать в воспитании культурное на¬следие прошлого, культурные

достижения и возможности региона, достижения мировой культуры.



К понятию «культура»

Ценностный подход – культура, есть некая объективная по отношению к человеку

данность (совокупность достижений общества в его материальном и духовном

развитии). Механизм - интреиоризации

Деятельностный подход – культура, есть культурный способ деятельности,

качественная характеристика способов жизнедеятельности человека – как

общественной так и индивидуальной. Механизм - экстериоризации

Личностный подход – культура, все проявления человеческой субъективности,

свойства и качества, характеризующие «меру культурности общества, улкьурно-

исторической эпохи в ее человеческом измерении: уровень свободы, образованности,

нравственности, духовности людей, их способностей к культурному саморазвитию и

т.д.. Механизм – персонализации.